Доминантсептаккорд

Поговорим об аккорде, о котором все хотя бы раз слышали. Доминантсептаккорд. Он же – малый мажорный септаккорд.

Почему же у доминантсептаккорда два названия?

Дело в том, что название Малый Мажорный указывает на строение аккорда, а Доминант – это то, какую функцию в тональности аккорд выполняет. Если взять аккорд отдельно, он будет Малым Мажорным, если в контексте тональности – доминантсептаккордом на пятой ступени.

Чтобы определить какой именно аккорд мы слышим, нужно отметить его звуковую краску, хорошенько запомнить аккорд «в лицо» и потом при встрече всегда узнавать.

Доминантсептаккорд

Но не всегда это так просто – аккордов довольно много и сразу их все в голове не удержать. Другой путь – скорей всего более удобный на первых порах – знать интервальный состав каждого аккорда.

Например, мажорное трезвучие состоит из большой терции и малой терции. Если добавить сверху к мажорному трезвучию ещё одну малую терцию, получиться как раз тот септакорд, о котором мы сегодня говорим.

В статье «Аккорды в музыке»  мы уже разбирали все септаккорды. Но Доминантсепт –  это особенный аккорд, заслуживающий отдельного разговора.

Итак, мы выяснили состав аккорда – большая терция+малая терция+малая терция. Или если удобней – мажорное трезвучие + малая терция.

Как сыграть доминантсептаккорд на инструменте?

Сыграем доминантсептаккорд на инструменте. Звучит он решительно и твёрдо. И эта напряжённость требует какого-то разрешения. Такое звучание создаётся за счёт наличия в составе тритона.

Этот тот интервал, который возникает между вторым и четвёртым звуком доминантсептаккорда. Сыграем этот интервал отдельно, опуская остальные звуки аккорда. Именно эта характерная краска помогает нам всегда узнавать малый мажорный среди прочих септаккордов.

Кроме того, доминантсепт имеет в своём составе очень неустойчивый звук, вводный тон седьмой ступени. «Вводным» он называется потому что как бы «вводит» в тонику. Вместе с тритоном вводный тон создаёт ощущение острой необходимости разрешения.

Доминантсептаккорд

Обращения доминантсептаккорда

Доминантсептаккорд имеет три обращения, три варианта существования. Квинтсекст, терцкварт и секунд аккорд.

Каждое обращение это одни те же четыре звука малого мажорного септаккорда, только расположенные каждый раз в разном порядке. Если пойдём от основного аккорда (большая терция+малая терция+малая терция) каждый раз будем просто переносить нижний звук наверх аккорда. И получая снова и снова новый состав, новый вид аккорда.

D7

Основной вид называется D7 - септаккорд, второе обращение D65 - квинтсептаккорд, третье D43 терцквартаккорд, четвертое D2 секундаккорд. Цифры указывают на состав аккорда. В буквенном названии аккордов тоже зашифрован их состав.

Все эти аккорды необходимо корректно разрешать. Для мы используем систему тяготения нейсточивых ступеней в устойчивые. Классическая гармония требует строгого соблюдения довольно тонких правил разрешения. Но на начальном этапе достаточно понимать, что разрешение – это плавное движение в ближайшие звуки нужного аккорда.

К обычному виду доминантсептаккорда мы можем добавить разные дополнительные тона, украсить его парой-тройкой альтераций. Альтерации – это хроматические изменения ступеней.

Эти украшения образуют невероятное множество доминантовых аккордов. Каждый из них это самостоятельный, оригинально звучащий аккорд, при этом остающийся доминантовым по функции (если взят в тональности).

Доминантсептаккорд

Попробуем сделать самую простую альтерацию. Возьмите доминантсептаккорд в До мажоре. Он будет строится на V ступени.

Добавим к этому аккорду ноту ля бемоль. Та-дам! Добавилась интересная краска. Звучит как что-то, что мы где-то уже слышали. В каком-то, быть может, кино. Или добавим звуки ре-диез и ля-диез – тоже неплохо звучит. Можно пробовать подстраивать другие звуки – какие-то будут подходить и украшать, а какие-то нет. Услышите сами, с доминантсептаккордом интересно экспериментировать.

Кстати, D7 (такое обозначение чаще всего встречатеся) не сразу стал широко использоваться, а только к 16-17 веку. До этого в музыке эпохи Возрождения идея фунциональности (Тоника, Субдоминанта, Доминанта) не была в ходу. Одно из самых первых использований аккорда – в опере Монтеверди «Плач Ариадны».

Особое место D7 занимает в джазе. Там широко используются альтерированые доминанты – во многом джазовое звучание узнаётся как раз за счёт этих «украшений».

Кроме того, D7 даёт широкие возможности для импровизации, так как подходит ко многим ладам

В джазовых нотых чаще всего можно встретить обозначение 7. Например, C7 – это доминантсептаккорд от ноты До. C7#4 значит доминантсептаккорд с увеличенной четвёртой ступенью. Или ещё иногда C7Alt. – альтерированный доминантсепт.

Telegram
VK
Размер в музыке

Размер в музыке

Размер в музыке Онлайн курсы по сольфеджио: Курс для поступающих  Сольфеджио с нуля Основу современного ритмического механизма составляет метроритм. Для

Прочитать
музыкальный слух

Музыкальный слух

Музыкальный слух В помощь учащимся музыкальной школы Идеальный слух — тесты для музыкантов Содержание статьи «Музыкальный слух» Как понять есть

Прочитать
Как полюбить оперу?

Как полюбить оперу?

Как полюбить оперу? Опера возникла примерно 400 лет назад и до появления кино была самым популярным развлечением в Европе. Как

Прочитать