Что такое мажор и минор?

Мажор и минор – это наиболее часто используемые в европейской музыке музыкальные лады. Из этой статьи вы узнаете как строятся мажор и минор и о значении понятия лада.

Мажор и минор

Возможно из музыкальной школы вы смутно помните, что есть весёлый лад – мажор, а есть грустный – минор. На уровне эмоций в этом несомненно есть смысл. Мажорный имеет светлую краску, а минорный лад звучит темнее. Мажор и минор.

Для маленького ребёнка этого объяснения вполне достаточно. Но мы с вами пойдем чуть глубже и разберемся с теоретической стороной вопроса. Научимся играть и различать на слух мажорные и минорные аккорды и гаммы.

Что делает трезвучие мажорным или минорным?

Различие между мажорным и минорным трезвучием заключено в третьей ступени лада. Без этой ступени мы просто не поймём в каком ладу находимся. Мажорный аккорд содержит ī, īī, v, ступени лада. (Для удобства ступени в музыке обозначаются римскими цифрами). В минорном аккорде третья ступень понижена на полтона.

Эта формула применима к абсолютно любой тональности. Просто всегда держите в уме, что в мажоре – мажорная терция, а в миноре ее никогда не бывает. Пониженная третья ступень это как раз то, что придает минору "грустный" оттенок. А мажорная третья ступень создаёт ощущение света в мажоре.

(Вспоминать о правиле терции вам придется только на первых порах. Потом руки автоматически находят мажорные и минорные аккорды в любых тональностях).

Как построить мажорные, минорные аккорды и гаммы?

Давайте пройдемся по каждой из семи ступеней гаммы мажора:

Первая ступень это стартовая точка, база лада. Она даёт название тональности, в которой мы находимся.

Вторая ступень находится на тон выше первой (тон – это два полутона).

Третья ступень ещё на тон выше,

Между третьей и четвертой ступенью расстояние – полутон.

Дальше, между четвертой и пятой – тон. К шестой ступени – тон, между шестой и седьмой ступенью – тоже тон.

Для удобства визуализации используем гитарные обозначения звуков. Например, гамма ля мажор будет выглядеть так:

A—B—C#—D—E—F#—G#-A (ля, си, до диез, ре, ми, фа диез, соль диез, ля). Чтобы превратить эту мажорную гамму в минорную, мы опускаем на полтона третью ступень (ту самую, которая регулирует мажорность и минорность в трезвучиях), а также понижаем шестую и седьмую ступени и получаем следующий звукоряд: A—B—C—D—E—F—G–A

(Кстати, для тех кто не знает гитарных обозначений, вот вам отличный момент разобраться. "A" - это ля, а дальше все звуки идут по гамме, в соответствии с порядком английского алфавита. Всё очень просто. мажор и минор).

Параллельный мажор и минор

Звучит замысловато, но на деле проще простого. Параллельный минор это минор, которые делит все свои звуки с параллельным ему мажором. Просто посмотрите (сыграйте на инструменте):

Это звукоряд до мажора:
C–D–E–F–G–A–B–C

А это звукоряд ля минора:
A–B–C–D–E–F–G–A

И там и там – одни и те же звуки, отличается лишь стартовая точка – первая ступень. От нее всё и зависит. Если начали с Ля – ля минор, если с До – до мажор. А звуки совершенно те же.

Чтобы найти параллельный минор, отсчитываем от первой ступени мажора вниз малую терцию. Полученный звук – это первая ступень параллельного минора.

Мажорный и параллельный ему минор всегда идут как бы в паре. Поскольку все звуки у них общие, то и количество знаков при ключе у них всегда будет одно и тоже. Это очень удобно.

Например, мы знаем, что в Ля мажоре при ключе 3 диеза. Сколько же знаков в параллельном фа# миноре? Ровно столько же, 3 диеза. Правило работает для всех тональностей. Всего мы можем получить 12 мажорных тональностей и 12 параллельных им минорных.

Разновидности мажора и минора

То, о чём мы говорили до этого момента принято называть натуральным мажором и минором. 90 процентов всей популярной музыки написано с использованием этих ладов. Лад – это палитра звуков из которых создаётся музыкальное произведение.

Иногда, чтобы разнообразить звучание, музыканты расширяют свою палитру и добавляют в привычный нам мажор или минор дополнительные краски. Какие-то ступени натурального мажора или минора изменяются и начинает звучать совсем другая музыка.​

И мажор и минор бывают гармоническими. В миноре гармоническая краска появляется за счёт повышения седьмой ступени. В мажоре за счёт понижения шестой. (Когда мы говорим о повышении или понижении, мы всегда имеем ввиду расстояние в полтона).

Попробуйте сыграть эти гаммы. Первая часть в обоих случаях остаётся неизменной, мы идём по натуральному звукоряду. Но ближе к концу возникает неожиданный, немного "восточный" интервал.

У минора есть ещё один вариант – мелодический. При движении вверх шестая и седьмая ступени повышаются, при движении вниз повышение "отменяется".

Гармонический мажор:

C–D–E–F–G–Abem–B–C

Гармонический минор:

A–B–C–D–E–F–G#–A

Мелодический минор:

A–B–C–D–E–F#–G#–A

Обратное движение:

A–Gbek.–Fbek.–E–D–C–B–A

Кстати, в музыке великое множество разнообразных ладов. Многие из них очень редко используются, другие же используются только в джазе или только в народной музыке. Для освоения базового курса сольфеджио тех ладов, которые мы разобрали сегодня вполне достаточно.

Мажор и минор

мажор и минор

Мажор – это один из ладов, наиболее часто используемые в европейской музыке.

Минор – это лад, который является одним из наиболее используемых в европейской музыке.

Telegram
VK
Размер в музыке
Размер в музыке

Размер в музыке Онлайн курсы по сольфеджио: Курс для поступающих  Сольфеджио с нуля Основу современного ритмического механизма составляет метроритм. Для

Прочитать
музыкальный слух
Музыкальный слух

Музыкальный слух В помощь учащимся музыкальной школы Идеальный слух — тесты для музыкантов Содержание статьи «Музыкальный слух» Как понять есть

Прочитать

мажор и минор