Мерзляковка: правила приема 2024 года

Содержание статьи

Авторский онлайн курс от Яны Ли по сольфеджио для поступающих в Академическое училище при Консерватории. Подготовим к сольфеджио с любого уровня на необходимый балл для поступления в Мерзляков

Мерзляковка: правила приема 2024 года

Вы можете скачать правила приема Мерзляковка по ссылке ниже.

мерзляковка правила приема

Требования по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по видам)

При приеме абитуриентов на подготовку по данной образовательной программе образовательное учреждение проводит вступительные испытания творческой профессиональной направленности.

Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области хорового пения и музыкально-теоретической области.

Прием на ОПОП по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам детских школ искусств, детских музыкальных школ, детских хоровых школ.

При приеме на данную специальность учебное заведение проводит следующие вступительные испытания творческой направленности:

● исполнение сольной программы,
● сольфеджио (письменно и устно),

Требования к содержанию и объему вступительных испытаний определяются средним специальным учебным заведением и по уровню не должны быть ниже требований к выпускникам ДМШ и ДШИ, освоивших дополнительные предпрофессиональные образовательные программы.

:

Требования по специальности 53.02.04 "Вокальное искусство"

При приеме абитуриентов на подготовку по данной образовательной программе образовательное учреждение проводит вступительные испытания творческой профессиональной направленности.

Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области сольного пения и музыкально-теоретической области.

Прием на ОПОП по специальности 53.02.04 «Вокальное искусство» осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам детских школ искусств, детских музыкальных школ.

При приеме на данную специальность учебное заведение проводит следующие вступительные испытания творческой направленности:

● исполнение сольной программы;
● сольфеджио (проверка музыкальных данных);

 
 

Исполнение сольной программы

I тур

При проведении I тура абитуриент представляет список подготовленных произведений и исполняет их по выбору экзаменационной комиссии. I тур имеет отборочный характер.

Рекомендуются к исполнению:

● русские народные песни;
● песни и романсы русских композиторов;
● старинные классические арии и ариетты;
● произведения зарубежных композиторов;
● итальянские и неаполитанские песни.

Примерный уровень сложности произведений:

● Русские народные песни: «Ах, ты, душечка», «Волга-реченька», «У зари-то, у зореньки», «Вдоль по улице метелица метет», «Утес», «Из-за острова на стрежень», «Эх, Настасья», «Прялка», «Цвели цветики», «По сеничкамДуняшенька гуляла», «Помнишь ли меня, мой свет», «Липа вековая», «Отставала лебедушка», «Потеряла я колечко».

● Романсы и песни русских композиторов:А.Варламов «Красный сарафан»; А.Алябьев «Я вижу образ твой»; Л.Гурилев «Домик-крошечка»; А.Даргомыжский «Мне грустно», «Я Вас любил», «Юноша и дева».

● Старинные классические арии и ариетты:У.Джордано «Саго miobеп», Д.Кариссими «Vittoria, vittoria», А. Кальдара «8еbеп, crudele», «8е1vе amiche», «А1mа dе1 соге». Г.Перселл Ария «Нагк, hагк» из оперы «Королева фей». Г.Ф.Гендель Ария Роделинды из оперы «Роделинда», ария Альмирены из оперы «Ринальдо». А.Вивальди Ариетта «Viеni? Viеni?»,Ф.Дуранте Ариетта «Danza, danza».

● Произведения зарубежных композиторов: В.А.Моцарт Ария Папагено из оперы «Волшебная флейта», ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро»; Л.Бетховен Песня «Сурок»; Э.Григ «К родине».

● Итальянские и неаполитанские песни:Э.Д.Капуа, слова Капуро «О sо1е mio»; Ч.А.Биксио «Мама»; Ч.А.Биксио «Тогпа»; музыка В.Кьяра, слова А.Дженизе «Ве11а spagnola»; неаполитанская народная песня «Sапtа Lucia».

● Для показа вступительных программ абитуриентам предоставляется концертмейстер. Абитуриент должен иметь при себе ноты исполняемых произведений.

 
 

II тур

Абитуриент должен исполнить одно-два произведения по выбору экзаменационной комиссии (произведения могут повторять программу первого тура).

Сольфеджио (Проверка музыкальных данных)

● спеть отдельно взятый на фортепиано звук;
● определить ладовое наклонение мелодии (мажор, минор) по ее звучанию;
● точно повторить голосом сыгранную экзаменатором музыкальную фразу;
● определить количество звуков в созвучии (интервал, аккорд), и воспроизвести звуки голосом последовательно сверху вниз или снизу вверх;
● воспроизвести ритмический рисунок сыгранного экзаменатором музыкального отрывка (не более периода);

и/или

● интонировать натуральную мажорную гамму и три вида минорной гаммы в тональностях до трех знаков при ключе;
● определить на слух интервал или аккорд и воспроизвести его голосом с названием звуков (нижний или верхний звук созвучия известен);
● сольфеджировать знакомую мелодию (в пределах периода);
● петь с листа с дирижированием одноголосный музыкальный пример (например, Фридкин «Чтение с листа на уроках сольфеджио» — начальные номера).

Зачисление в АМУ при МГК производится только при наличии справки от фониатра (здоровье голоса).

Требования по специальности 53.02.06 "Хоровое дирижирование"

При приеме абитуриентов на подготовку по данной образовательной программе образовательное учреждение проводит вступительные испытания творческой профессиональной направленности.
Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области хорового пения и музыкально-теоретической области.
Прием на ОПОП по специальности 53.02.06 «Хоровое дирижирование» осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам детских школ искусств, детских музыкальных школ, детских хоровых школ.
При приеме на данную специальность учебное заведение проводит следующие вступительные испытания творческой направленности:

● дирижирование,
сольфеджио (письменно и устно),
● музыкальная грамота (устно),
фортепиано.

 
 

Примерный уровень требований вступительных испытаний творческой направленности:

Дирижирование

Поступающие на дирижерско-хоровое отделение на экзамене должны:

● пройти проверку голосовых данных и интонационных навыков;
● дирижировать несложное 2-4-х голосное произведение для хора a cappella в размере 2/4, 3/4 или 4/4(однородный хор);
● играть партитуры на фортепиано и петь голоса (наизусть);
● петь под собственный аккомпанемент песню или несложный романс

Наличие достаточных певческих данных и навыков, а также здорового голосового аппарата обязательно. Все поступающие проходят осмотр у врача-фониатра.

 
 

Сольфеджио (письменные задания)

Письменная форма предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 8 тактов в мажорных и минорных тональностях до 4-х ключевых знаков включительно. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

● различные виды мажора и минора, внутритональный хроматизм и
модуляционный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства,
секвенции тональные и модулирующие;
● пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы.
Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 10-12 раз в течение 30 минут.

 
 

Сольфеджио (устные задания)

● Сольфеджирование

Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (А.Рубец «Одноголосное сольфеджио» №№ 95, 111).

● Слуховой анализ

Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Определение альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIь, IV#, IVb, VI#в миноре. Тональная перестройка на основе ступеней лада. Запоминание и повторение без названий звуков небольшого отрывка мелодии. Пение его с точным названием звуков. Определение размера. Пример проигрывается два раза.

Интервалы вне лада. Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Тональная перестройка на основе интервалов.

Интервалы в ладу: все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре — на VI ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 6-8 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.

Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде). Тональная перестройка на основе трезвучий и их обращений, а также малого с уменьшенной квинтой септаккорда.

Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора в основном виде. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 6-8 аккордов. Последовательность проигрывается два раза.

Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу.

Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Пение гамм натурального, гармонического, мелодического мажора и минора от различных ступеней (тональности до 4 знаков в ключе). Интонирование альтерированных ступеней. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

 
 

Музыкальная грамота (устная форма)

Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано по следующим темам:

● «Кварто-квинтовый круг тональностей»;
● «Хроматизм»;
● «Альтерация»;
● «Энгармонизм звуков и интервалов»;
● «Тональности первой степени родства»;
● «Лады народной музыки»;
● «Музыкальные термины».

Предлагается также сделать структурный и гармонический анализ музыкального текста, продемонстрировав знание понятий «мотив», «фраза», «предложение», «период», «цезура», «каденция».

 
 

Фортепиано

Поступающий должен исполнить сольную программу, состоящую из полифонического произведения, этюда, классического сонатного аllеgго, пьесы.

Примерная программа:

● И.С.Бах Прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира» или трехголосная инвенция (по выбору);
● К.Черни Этюды ор. 740 (по выбору), К.Черни Этюды ор. 299;
● В.Моцарт Соната до мажор № 1, 1ч. В.Моцарт Соната фа мажор 1 ч.;
● А.Бородин Маленькая сюита (одна часть по выбору), А.Аренский Романс фа мажор ор. 53, Ф.Шопен Ноктюрн до диез минор (оuvге роsthume).

Требования по специальности 53.02.07 "Теория музыки"

При приеме абитуриентов на подготовку по данной образовательной программе образовательное учреждение проводит вступительные испытания творческой профессиональной направленности. Мерзляковка: правила приема 2023 года

Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области хорового пения и музыкально-теоретической области.

Прием на ОПОП по специальности 53.02.07 «Теория музыки» осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам детских школ искусств, детских музыкальных школ, детских хоровых школ.

При приеме на данную специальность учебное заведение проводит следующие вступительные испытания творческой направленности:

● сольфеджио (письменно и устно);
● музыкальная грамота (письменно и устно);
● музыкальная литература (устно);
● фортепиано. (Мерзляковка: правила приема 2023 года)

 
 

Примерный уровень требований вступительных испытаний творческой направленности:

Сольфеджио (письменно и устно)

Письменное испытание по сольфеджио предполагает запись одноголосного диктанта протяженностью 10-16 тактов в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.

● Интонационные и ритмические трудности: сочетание различных видов мажора и минора; внутритональный и модуляционный хроматизм (хроматические звуки плавные, а также взятые и покинутые скачком), отклонения в тональности первой степени родства, секвентное развитие (секвенции тональные и модулирующие); триоли, различные варианты синкопы, ритмические группы с шестнадцатыми, а также различные варианты пунктирного ритма. (Мерзляковка: правила приема 2023 года)

● Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз.

 
 

Устные задания по сольфеджио:

● Сольфеджирование

Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (Рубец А. «Одноголосное сольфеджио» №№ 110, 140).

● Слуховой анализ.

Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Определение альтерированных ступеней: II#, IIb, IV# в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Тональная перестройка на основе ступеней лада. Запоминание и повторение без названий звуков небольшого отрывка мелодии. Пение его с точным названием звуков. Определение размера. Пример проигрывается два раза.

Интервалы вне лада. Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Тональная перестройка на основе интервалов.

Интервалы в ладу. Все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре VII#), II, IV, VI (в мажоре – VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервалы с альтерированными ступенями (ум. 3 на VII, на II#, на IV#ступени в мажоре; на VII#, на II, на IV# ступени в миноре; ув. 6 на IIb, на IV, на VIb ступени в мажоре; на IIb, на IVb, на VI ступени в миноре, ув. 4 на I, на IIb ступенях в мажоре, ум. 5 на II#, на IV# ступенях в мажоре; на IV#, на VI#ступенях в миноре; дважды ув. 4 на VIb в мажоре, на IVb в миноре; дважды ум. 5 на II#, на VII# в миноре). Отклонения в тональности первой степени родства. Интервальныепоследовательности, включающие 10-12 интервалов.

Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится. Абитуриент должен уметь повторить последовательность на фортепиано, а также транспонировать ее в другую тональность.

Аккорды вне лада. Трезвучия мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное с обращениями, малые септаккорды с обращениями, большие септаккорды в основном виде. Тональная перестройка на основе трезвучий и их обращений, а также малых септаккордов и уменьшенного септаккорда.

Аккорды в ладу. Трезвучия всех ступеней лада и их обращения в трех видах мажора и минора. Септаккорды V, VII, П ступеней с обращениями; I, III, IV, VI ступеней в основном виде и в виде секундаккорда. Отклонения в тональности первой степени родства. Аккордовые последовательности, включающие 10-12 аккордов.

Последовательность проигрывается два раза. Возможна мелодизация верхнего голоса с помощью неаккордовых звуков. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона). Абитуриент должен суметь повторить последовательность на фортепиано, а также транспонировать ее в другую тональность.

Интонационные упражнения. Интонационные упражнениявне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Интонирование альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

 
 

Музыкальная грамота (письменно и устно)

Письменное испытание по музыкальной грамоте

Поступающий должен выполнить письменную работу, содержащую следующие задания:

1. Гармонический анализ фрагмента музыкального произведения (в пределах периода) и его транспозиция на заданный интервал; построение гамм; построение интервалов и аккордов от звука и в тональности с разрешением; секвенцирование предложенного мотива с каденционным закреплением; досочинение мелодии; определение тональности, размера и правильная группировка длительностей в предложенной мелодии.

2. Построить мажорные и минорные гаммы, в которых звук «фа» является II ступенью.

З. От звука ре-диез построить вниз кварту величиной в три тона. Выписать звукоряды диатонических ладов мажорного наклонения, включающие ее в свой состав, указав названия ладов. Разрешить данный интервал как хроматический в минорных тональностях.

Построить квинтсекстаккорды, в которых звук «ля» является примой и обозначить их структуру. Разрешить квинтсекстаккорды малого минорного в мажорных тональностях. Тональности обозначить буквенно.

Определить данные аккорды. Разрешить, указать тональности.

4.Продолжить и завершить секвенцию.

5. Продолжить и завершить мелодию в форме периода на основе одного из предлагаемых начал.
Определить тональность и размер в данных примерах. Записать мелодию, используя ключевые и случайные знаки, правила группировки. Фразировку обозначить лигами.

Устное испытание по музыкальной грамоте

Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано по следующим темам:

● «Кварто-квинтовый круг тональностей»;
● «Хроматизм»;
● «Альтерация»;
● «Энгармонизм звуков и интервалов»;
● «Тональности первой степени родства»;
● «Лады народной музыки»;
● «Музыкальные термины». (Мерзляковка: правила приема 2023 года)

Предлагается также сделать структурный и гармонический анализ музыкального текста, продемонстрировав знание понятий «мотив», «фраза», «предложение», «период», «цезура», «каденция». Мерзляковка: правила приема 2023 года

 
 

Музыкальная литература

Вступительное испытание по музыкальной литературе проводится в устной форме по билетам. Материалом для него являются темы школьного курса (см. ниже). Вопросы соответствуют программе ДМШ по музыкальной литературе («Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств» М., 2002).

В билет входит два вопроса: рассказ о композиторе (его творческий облик или биография) и рассказ о музыкальном произведении. На подготовку к ответу отводится от 30 до 45 минут.

 
 

Примерный список вопросов

И.С.Бах. Творческий облик и обзор творческого наследия.
И.Гайдн. Биография.
В.Моцарт. Биография.
Л.Бетховен. Биография.
Ф.Шуберт и его песни («Форель», песня «Шарманщик» из цикла «Зимний путь», песни «В путь» и «Мельник и ручей» из цикла «Прекрасная мельничиха»)
Ф.Шопен. Биография.
М.Глинка. Биография.
М.Мусоргский. Биография.
А.Бородин. Биография.
Н.Римский-Корсаков. Биография.
П.Чайковский. Биография.
С.Прокофьев. Биография.
Д. Шостакович. Творческий облик и обзор творческого наследия.

● И.Бах: Прелюдия и фуга c-moll.
● И.Гайдн: Симфония № 103.
● И.Гайдн: Соната e-moll или D-dur.
● В.Моцарт: Симфония g-moll № 40.
● Л.Бетховен: «Патетическая соната».
● Л.Бетховен: Пятая симфония.
● Л.Бетховен: «Эгмонт».
● Ф.Шуберт: «Неоконченная симфония», 1 часть.
● Ф.Шопен: Фортепианные пьесы: мазурки (B-dur ор.7 № 1), ноктюрны (Es-dur ор. 9 № 2), этюды (c-moll ор. 10 № 12, E-dur ор. 10 № 3), прелюдии, (e-moll, A-dur, c-moll; Des-dur из ор. 28). Подробнее говорить о прелюдиях.
● М.Глинка: «Иван Сусанин».
● М.Мусоргский: «Борис Годунов».
● А.Бородин: «Князь Игорь».
● П.Чайковский: «Евгений Онегин».
● П.Чайковский: Первая или Четвёртая симфония.
● Н.Римский-Корсаков: «Снегурочка».
● Н.Римский-Корсаков: «Шехеразада»
● С.Прокофьев: «Александр Невский»
● С.Прокофьев: Седьмая симфония, 1 часть
● Д.Шостакович: Седьмая симфония, 1 часть (Мерзляковка: правила приема 2023 года)

Отвечая на первый вопрос, абитуриент представляет «портрет» композитора, демонстрируя знание существенных фактов его жизненного и творческого пути, сведений об исторической эпохе, национальной культуре, музыкальном окружении, а также знание жанров творчества и произведений, входящих в программу ДМШ. (Мерзляковка: правила приема 2023 года)

Отвечая на второй вопрос, абитуриент должен рассказать историю создания произведения, обозначить его место в творчестве композитора, охарактеризовать произведение с точки зрения его образного содержания, жанра и формы, тематизма, принципов развития. В произведениях с текстом абитуриент должен знать содержание и литературный источник, в операх — уметь давать общую характеристику и делать более подробный разбор выбранных абитуриентом фрагментов.
Кроме того абитуриент должен обладать представлениями
• о выразительных средствах музыки,
• о строении музыкальных форм (сонатная форма, рондо, вариации),
• об основных бытовых (песня, танец, марш) и профессиональных жанрах.

Обязательной частью экзамена является также проверка знания музыкального материала на слух. Музыкальные примеры исполняются преподавателем на фортепиано или представляются в записи. Перечень примеров определяется рамками программы ДМШ и не выходит за рамки соответствующих учебников. Абитуриент должен назвать композитора, произведение, его часть (действие), раздел, тему.

 
 

Фортепиано

Поступающий должен исполнить сольную программу, состоящую из полифонического произведения, этюда, классического сонатного allegrо, пьесы. (Мерзляковка: правила приема 2023 года)

Примерная программа:

● И.С.Бах. Прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира» или трехголосная инвенция.
● К.Черни. Этюды ор. 740. К.Черни. Этюды ор. 299 (более сложные).
● М. Мошковский. Этюды ор. 72.
● В.Моцарт. Соната си бемоль мажор № 16, 1часть. Л.Бетховен. Соната №5, 1 часть.
● С.Рахманинов. Мелодия, ор. 3. А.Лядов. Прелюдия си бемоль минор, ор. 31. Ф.Шопен. Ноктюрн №1 си бемоль минор, ор. 9. (Мерзляковка: правила приема 2023 года)

Примерный уровень требований вступительных испытаний творческой направленности

Фортепиано

по виду инструментов «Фортепиано»

Исполнение сольной программы

Поступающий должен исполнить наизусть:

● полифоническое произведение (любая прелюдия и фуга на выбор из И.С. Бах Прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клавира» I или II том;
● два инструктивных этюда на разные виды техники (на выбор К. Черни, М. Клементи, М. Мошковский);
● классическое сонатное allegro или классические вариации;
● пьесу.

(!) Программа исполняется строго наизусть.

Примерная программа:

● И.С.Бах. Прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира».
● К.Черни. Этюды из сборника «Искусство беглости пальцев» ор. 740; М. Клементи. Этюды из сборника «Gradus ad Parnassum»; М.Мошковский. Этюды ор. 72.
● Л.Бетховен. Соната для фортепиано №1, первая часть; Л.Бетховен. Соната для фортепиано № 5, первая часть; ● Л.Бетховен. Вариации ре мажор ор.76.
● Ф.Шопен. Ноктюрн до диез минор (oeuvre posthume); Ф.Шопен. Ноктюрн ми минор ор. 72 № 1 (oeuvre posthume); ● С.Рахманинов. Мелодия; С.Рахманинов. Элегия; Д.Шостакович. Избранные прелюдии; пьесы П.Чайковского, С.Прокофьева, Ф.Листа, Р.Шумана. (Мерзляковка: правила приема 2023 года)

Сольфеджио (письменно)

Уровень требований должен соответствовать программе по сольфеджио для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств с 7-ми – 8-ми летним сроком обучения.
Письменная форма экзамена предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода, протяженностью 8-12 тактов, в мажорных и минорных тональностях до 4-х ключевых знаков включительно. Размеры: 3/4, 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

● различные виды мажора и минора, внутритональный и модуляционный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства, секвенции тональные и модулирующие;
● пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы, длительности с точками.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 10-12 раз в течение 25-30 минут.

Сольфеджио (устно)

Сольфеджио (устно)

Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера с дирижированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4, примером мелодических и ритмических трудностей служат №№ 95, 111 «Одноголосное сольфеджио» (А.Рубец).

Слуховой анализ. Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора, отдельных тетрахордов. Определение альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Тональная перестройка на основе ступеней лада. Интервалы вне лада. Определение простых интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Тональная перестройка на основе интервалов.

Интервалы в ладу: все чистые, большие, малые интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 8-10 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится. (Мерзляковка: правила приема 2023 года)

Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия с обращениями), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный с обращениями). Тональная перестройка на основе трезвучий и их обращений, а также уменьшенного септаккорда. (Мерзляковка: правила приема 2023 года)

Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора с обращениями. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней с обращениями. Аккордовые последовательности, включающие 8-10 аккордов.

Последовательность проигрывается два раза.

Форма ответа:

● назвать функцию аккорда и вид; ● спеть аккорды; ● сыграть последовательность на фортепиано.

Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование различных видов гамм от любой ступени (натуральный, гармонический, мелодический виды мажора и минора), отдельных ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора (тональности до 5 знаков в ключе). Интонирование альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает устные задания по музыкальной грамоте по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм»; «Тональности первой степени родства»; «Наиболее употребительные музыкальные термины»; «Буквенные названия звуков и тональностей»; «Группировка длительностей».

 
 

ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ НА СТАРШИЕ КУРСЫ

Поступающие на II курс сдают следующие экзамены:

● Специальность (исполнение сольной программы);
● Сольфеджио (письменно);
● Сольфеджио (устно);
● Элементарная теория музыки в устной форме в виде собеседования;
● Музыкальная литература в устной форме в виде собеседования.

Поступающие на III курс сдают следующие экзамены:

● Специальность (исполнение сольной программы);
Сольфеджио (письменно);
Сольфеджио (устно);
● Гармония в письменной форме (задача);
● Гармония в устной форме в виде собеседования;
● Музыкальная литература в устной форме в виде собеседования.

По всем видам вступительных испытаний для поступающих на старшие курсы экзаменационные задания составляются с учетом требований ФГОС СПО по соответствующим специальностям.

Орган

По виду инструментов «Орган»

Исполнение сольной программы

Поступающий должен исполнить:

● прелюдию, прелюдию и фугу, чакону эпохи барокко;
● хоральную прелюдию эпохи барокко;
● произведение композитора 19-20 вв.

Примерная программа:

на выбор одно из произведений (Мерзляковка: правила приема 2023 года)

● И.С.Бах. Прелюдия и фуга соль минор BWV535;
● И.Пахельбель. Фуга до минор;
● И.С.Бах. Прелюдия и фуга до минор BWV549;
● И.С.Бах. Хоральная прелюдия BWV 614, 645.

на выбор одно из произведений

● Ф.Гундер. Канцона;
● Л.Боэльман. Готическая сюита;
● Э.Жигу. Токката си минор.

Сольфеджио (письменно)

Уровень требований должен соответствовать программе по сольфеджио для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств с 7-ми – 8-ми летним сроком обучения.
Письменная форма предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 8-12 тактов. Размеры: 3/4, 4/4.
Интонационные и ритмические трудности:
различные виды мажора и минора, внутритональный и модуляционный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства, секвенции тональные и модулирующие;
пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы.
Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз в течение 25-30 минут.

Сольфеджио (устно)

Сольфеджио (устно)

Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера с дирижированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4, примером мелодических и ритмических трудностей служат №№ 95, 111 «Одноголосное сольфеджио» (А.Рубец).

Слуховой анализ. Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора, отдельных тетрахордов. Определение альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Тональная перестройка на основе ступеней лада. Интервалы вне лада. Определение простых интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Тональная перестройка на основе интервалов.

Интервалы в ладу: все чистые, большие, малые интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 8-10 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.

Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия с обращениями), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный с обращениями). Тональная перестройка на основе трезвучий и их обращений, а также уменьшенного септаккорда. (Мерзляковка: правила приема 2023 года)

Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора с обращениями. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней с обращениями. Аккордовые последовательности, включающие 8-10 аккордов.

Последовательность проигрывается два раза.

Форма ответа:

● назвать функцию аккорда и вид; ● спеть аккорды; ● сыграть последовательность на фортепиано.

Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование различных видов гамм от любой ступени (натуральный, гармонический, мелодический виды мажора и минора), отдельных ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора (тональности до 5 знаков в ключе). Интонирование альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает устные задания по музыкальной грамоте по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм»; «Тональности первой степени родства»; «Наиболее употребительные музыкальные термины»; «Буквенные названия звуков и тональностей»; «Группировка длительностей».

 
 

ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ НА СТАРШИЕ КУРСЫ

Поступающие на II курс сдают следующие экзамены:

● Специальность (исполнение сольной программы);
● Сольфеджио (письменно);
● Сольфеджио (устно);
● Элементарная теория музыки в устной форме в виде собеседования;
● Музыкальная литература в устной форме в виде собеседования;
● Фортепиано.

Поступающие на III курс сдают следующие экзамены:

● Специальность (исполнение сольной программы);
● Сольфеджио (письменно);
● Сольфеджио (устно);
● Гармония в письменной форме (задача);
● Гармония в устной форме в виде собеседования;
● Музыкальная литература в устной форме в виде собеседования;
● Фортепиано.

По всем видам вступительных испытаний для поступающих на старшие курсы экзаменационные задания составляются с учетом требований ФГОС СПО по соответствующим специальностям. (Мерзляковка: правила приема 2023 года)

Струнные инструменты

по виду инструментов «Оркестровые струнные инструменты»
(скрипка, альт, виолончель, контрабас (возможно арфа), гитара)

Исполнение сольной программы

Поступающий должен исполнить:

● гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы);
● два разнохарактерных этюда на разные виды техники;
● первую часть, либо вторую и третью части классического инструментального концерта; вариации; фантазию;
● пьесу.

Примерные программы

Скрипка:

● трехоктавные или четырехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы);
● Р.Крейцер. Этюды №№ 10, 35;
● Д.Б.Виотти. Концерт № 22 (1ч.); Л.Шпор. Концерт №3 (1ч.);
● Одно из произведений: Ф.Рис. «Непрерывное движение»; Л.К.Дакен. «Кукушка»; А.Венявский. «Легенда».

Альт:

● трехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы);
● Б.Кампаньоли. Этюд №1; Р.Крейцер. Этюд № 8;
● И.Х.Бах. Концерт до минор (1ч.); И.Хандошкин. Концерт до мажор (1ч.);
● Одну из пьес: С.Цинцадзе. Романс; С.Цинцадзе. Хоруми.

Виолончель:

● четырехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы).
● Д.Поппер. Этюд до мажор; Ф.Грюцмахер. Этюд ре мажор;
● А.Ромберг. Концерт №2 (1ч.); Й.Гайдн (Д.Поппер) Концерт до мажор;
● К.Давыдов. У фонтана; П.И.Чайковский. Ноктюрн.

Контрабас:

● двухоктавные гаммы ми мажор, ля мажор;
● Этюды из сборника этюдов И.Биллэ, Т.Баттиони;
● Сонаты Б.Марчелло;
● Одну из пьес: Г.Шлемюллер. Непрерывное движение; А.Хачатурян. Андантино.

Арфа:

● Гаммы до 6 знаков (терциями)
● Органные прелюдии или инвенции И.С. Баха
● Этюд М. Мчеделов (любой на выбор)
● Соната Ф.Ж. Надермана (любая из прогрессивных сонат)
● Соната c-moll Я. Дюссек
● Концертино Вильм, Балкен

Гитара:

● двухоктавная или трёхоктавная гамма и двойные ноты (терции, октавы)
● два этюда на разные виды техники (Э.Пухоль. Этюд «Шмель», Ф.Таррега. Этюд. Ля мажор)
● Полифоническое произведение (И.С.Бах. Бурре си минор, И.С.Бах. Аллеманда ми минор)
● Произведение крупной формы: первая часть сонаты, рондо, вариации. (Ф.Молино. Соната ре мажор, 1 часть, Л.Леньяни. Скерцо с вариациями)

Сольфеджио (письменно)

Уровень требований должен соответствовать программе по сольфеджио для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств с 7-ми – 8-ми семилетним сроком обучения. (Мерзляковка: правила приема 2023 года)

Письменная форма предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода, протяженностью 8-12 тактов, в мажорных и минорных тональностях до 4-х ключевых знаков включительно. Размеры: 3/4, 4/4.
Интонационные и ритмические трудности:

● различные виды мажора и минора, внутритональный и модуляционный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства, секвенции тональные и модулирующие;

● пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы, длительности с точками.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 10-12 раз в течение 25-30 минут.

Сольфеджио (устно). СКРИПКА, АЛЬТ, ВИОЛОНЧЕЛЬ, АРФА

Сольфеджио (устно)

Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера с дирижированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4, примером мелодических и ритмических трудностей служат №№ 95, 111 «Одноголосное сольфеджио» (А.Рубец).

Слуховой анализ. Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора, отдельных тетрахордов. Определение альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Тональная перестройка на основе ступеней лада. Интервалы вне лада. Определение простых интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Тональная перестройка на основе интервалов.

Интервалы в ладу: все чистые, большие, малые интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 8-10 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.

Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия с обращениями), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный с обращениями). Тональная перестройка на основе трезвучий и их обращений, а также уменьшенного септаккорда.

Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора с обращениями. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней с обращениями. Аккордовые последовательности, включающие 8-10 аккордов.

Последовательность проигрывается два раза.

Форма ответа:

● назвать функцию аккорда и вид; ● спеть аккорды; ● сыграть последовательность на фортепиано.

Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование различных видов гамм от любой ступени (натуральный, гармонический, мелодический виды мажора и минора), отдельных ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора (тональности до 5 знаков в ключе). Интонирование альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает устные задания по музыкальной грамоте по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм»; «Тональности первой степени родства»; «Наиболее употребительные музыкальные термины»; «Буквенные названия звуков и тональностей»; «Группировка длительностей».

Сольфеджио (устно). ГИТАРА, КОНТРАБАС

Сольфеджио (устно)
Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера (Калмыков, Фридкин «Сольфеджио», часть 1, №№ 331, 335).
Слуховой анализ:
Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов.
Интервалы в ладу: все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 5-7 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.
Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде). (Мерзляковка: правила приема 2023 года)
Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора в основном виде. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 5-7 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона).
Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Пение гамм натурального, гармонического вида мажора, натурального, гармонического, мелодического минора от I, III, V ступени (тональности до 4 знаков в ключе). Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Пение интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз от звука, с последующим разрешением в тональности мажора и минора, а также пение указанных интервалов и аккордов в ладу с разрешением.
Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает задания по музыкальной грамоте по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм звуков и интервалов»; «Тональности первой степени родства»; «Наиболее употребительные музыкальные термины».

 
 

ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ НА СТАРШИЕ КУРСЫ

Поступающие на II курс сдают следующие экзамены:

● Специальность (исполнение сольной программы); (Мерзляковка: правила приема 2023 года)
● Сольфеджио (письменно);
● Сольфеджио (устно);
● Элементарная теория музыки в устной форме в виде собеседования;
● Музыкальная литература в устной форме в виде собеседования;
● Фортепиано.

Поступающие на III курс сдают следующие экзамены:

● Специальность (исполнение сольной программы);
● Сольфеджио (письменно);
● Сольфеджио (устно);
● Гармония в письменной форме (задача);
● Гармония в устной форме в виде собеседования;
● Музыкальная литература в устной форме в виде собеседования;
● Фортепиано.

По всем видам вступительных испытаний для поступающих на старшие курсы экзаменационные задания составляются с учетом требований ФГОС СПО по соответствующим специальностям.

Духовые и ударные инструменты

по виду инструментов «Оркестровые духовые и ударные инструменты» (флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон (возможно туба, тенор, баритон, саксофон), ударные инструменты

Исполнение сольной программы

Поступающий должен исполнить:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● этюд;
● две разнохарактерные пьесы, либо часть концерта, сонаты.

Примерные программы (Мерзляковка: правила приема 2023 года)

Флейта:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● этюды Н.Платонова из сборника «24 этюда для флейты»; Э.Келлера из сборника «Этюды для флейты» 1 тетрадь (ор. 33);
● В.Блодек. Концерт, 2 и 3 части; Ф.Пуленк Соната, 1 и 2 части; Я.Стамиц. Концерт, 1 часть.

Гобой:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● этюды В.Ферлинга из сборника «48 этюдов для гобоя» ор. 31;
● Е.Фиала. Концерт; А.Лядов. Скорбная песнь; Г.Ф.Гендель. Жига.

Кларнет:

● гаммы и арпеджио в тональностя до трех знаков включительно;
● Г.Клозе. Этюд № 3 из сборника «15 этюдов для кларнета»; А.Штарк. Этюд №16 из сборника «36 этюдов для кларнета»;
● Н.Римский-Корсаков. Концерт; К.Вебер. Концертино; А.Лядов. Прелюдия; Л.Обер. Жига.

Фагот:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● Ю.Вейсенборн. Этюды №№ 10-20 из сборника «Этюды для фагота»;
● А.Вивальди. Соната ми минор, 2 часть;
● В.Купревич. Романс; А.Вивальди. Концерт до мажор, 1 и 2 части.

Саксофон:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● М.Мюль. Этюды; (Мерзляковка: правила приема 2023 года)
● И.С.Бах. Сицилиана и аллегро; М.Готлиб. Концерт, 1 или 2 часть; Р.Бюссер. Астурия.

Валторна:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● К.Копраш. Этюды №№ 8-10 из сборника «Этюды для валторны (1 и 2 тетради);
● В.А.Моцарт. Концерт № 1, 1 или 2 части, Концерт № 3 I или II-III части. А.Скрябин. Романс; Г.Ф.Гендель. Бурре; А.Экклс. Соната.

Труба:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● В.Вурм. Этюды №№ 6, 16, 17, 20, 33 из сборника «Избранные этюды для трубы»; С.Баласанян. Этюды из сборника «25 легких этюдов для трубы»;
● В.Щелоков. Концерт № 3; Т.Альбинони. Концерт ми бемоль мажор — 3 и 4 части; Т.Альбинони Концерт соль минор — 1 и 2 части; Ц.Кюи. Восточная мелодия; А.Гедике. Концертный этюд.

Тромбон:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● Е.Рейхе и другие авторы. Этюды из сборника «Избранные этюды для тромбона» (сост. В.Венгловский), 1 тетрадь; В.Блажевич. Этюды из сборника «Этюды для тромбона», 1 тетрадь;
● Н.Римский-Корсаков. Концерт, 1 часть или 2 и 3 части; И.С.Бах. Ария; А.Вивальди. Аллегро.

Туба:

● гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
● В.Блажевич. Этюд № 8 из сборника «Этюды для тубы», части 1, 2;
● Б.Марчелло. Соната фа мажор, 1 и 2 части или 3 и 4 части; В.Дубовский. Танец и песня; И.С.Бах. Ария и Бурре.

Ударные инструменты:

● гаммы до четырех знаков включительно; арпеджио по звукам малого мажорного и уменьшенного септаккордов; (Мерзляковка: правила приема 2023 года)
● М.Гольденберг. Этюд № 1 для ксилофона; (Мерзляковка: правила приема 2023 года)
● Г.Рзаев. Скерцо; И.С.Бах. Концерт для скрипки с оркестром ля минор, 3-я часть; А.Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром соль минор, 3-я часть.

Сольфеджио (письменно)

Письменная форма предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 7-9 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4. (Мерзляковка: правила приема 2023 года)

Интонационные и ритмические трудности:

● различные виды мажора и минора;
● ритмические группы с шестнадцатыми, длительности с точками, синкопы, триоли.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12 раз в течение 25-30 минут.

Сольфеджио (устно)

Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера (Калмыков, Фридкин «Сольфеджио», часть 1, №№ 331, 335). (Мерзляковка: правила приема 2023 года)

Слуховой анализ:

Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора.

Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов.

Интервалы в ладу: все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 5-7 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.

Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде).

Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора в основном виде. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 5-7 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона).

Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Пение гамм натурального, гармонического вида мажора, натурального, гармонического, мелодического минора от I, III, V ступени (тональности до 4 знаков в ключе). Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Пение интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз от звука, с последующим разрешением в тональности мажора и минора, а также пение указанных интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает задания по музыкальной грамоте по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм звуков и интервалов»; «Тональности первой степени родства»; «Наиболее употребительные музыкальные термины».

 
 

ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ НА СТАРШИЕ КУРСЫ

Поступающие на II курс сдают следующие экзамены:

● Специальность (исполнение сольной программы);
● Сольфеджио (письменно);
● Сольфеджио (устно);
Элементарная теория музыки в устной форме в виде собеседования;
● Музыкальная литература в устной форме в виде собеседования;
Фортепиано.

Поступающие на III курс сдают следующие экзамены:

● Специальность (исполнение сольной программы);
● Сольфеджио (письменно);
● Сольфеджио (устно);
● Гармония в письменной форме (задача);
● Гармония в устной форме в виде собеседования;
● Музыкальная литература в устной форме в виде собеседования;
● Фортепиано.

По всем видам вступительных испытаний для поступающих на старшие курсы экзаменационные задания составляются с учетом требований ФГОС СПО по соответствующим специальностям. (Мерзляковка: правила приема 2023 года)