Энгармонизм

Энгармонизм – это совпадение по звуковысотности различных по написанию аккордов, интервалов и звуков. Проще говоря, одни и те же звуки, записанные по-разному. Но зачем записывать один и тот же звук несколькими способами? У музыкальных теоретиков есть на это ответ.
Тот строй, который музыканты используют последние 300-400 лет, называется темперированным. Этот строй формирует привычные нам 12 нот гаммы (7 белых и 5 чёрных). Это очень удобная система, благодаря которой мы можем сочинять и записывать музыку в любых тональности.
До появления темперированного строя существовали пифагоров и чистый строй.  Применяя их в практике музыканты сталкивались с акустическим несовершенством. В некоторых тональностях возникали звуковые погрешности, проще говоря – фальш. Например ноты До и Си-диез не были идеально равны по звуковысотности.
С появлением же темперированного  строя октава сформировалась в 12 равных полутонов, 12 звуков с равным расстоянием между собой. И таким образом каждый звук теперь мог быть выражен тремя разными названиями.

Например, нота «До» можно назвать Си диезом или Ре дубль-бемолем). Исключение составляет только звук Соль-Диез (Ля бемоль) – у него два названия.

Энгармонизм

Для нас, изучающих сольфеджио это открывает некоторые возможности для путаницы – ведь одни и те же звуки, аккорды и интервалы могут быть записаны по-разному.  

Например, если малую терцию До-Ми бемоль записать как До-Ре Диез (одни и те же звуки), это будет уже не малая терция, а увеличенная секунда. Эти интервалы будут энгармонически равны.

Первый интервал будет называться Диатоническим, второй –  хроматическим. Попробуйте также подвигать эти же звуки в обращении, поменять звуки интервалов местами, возникнет тот же «эффект». Когда мы берём эти звуки вне контекста, запись может быть любая. Но когда появляется тональность, необходимо быть внимательными.

Например, в До мажоре не может быть ноты До бемоль – До для До мажора натуральная ступень. А например в Соль-бемоль мажоре использовать До можно. Соль Бемоль-Ля бемоль-Си бемоль-До бемоль и так далее.

Энгармонизм

Энгармоническое равенство

Кстати, понятие энгармонического равенства понадобится вам чуть позже, когда вы будете изучать гармонические модуляции. Но сейчас рассмотрим более базовые вещи. Например аккорды.
Один и тот же аккорд может быть записанным по-разному. В таком случае он поменяет свою функцию в тональности.
Например, доминант септаккорд можно записать как альтерированный терцкварт аккорд II ступени. Звучание при этом будет идентично.

Энгармоническими ещё бывают тональности

Одним из первых композиторов, использовавших возможности новой темперации был Иоганн Себастьян Бах. Он создал знаменитый сборник из 24 Прелюдий и Фуг «Хорошо темперированный клавир», написанный во всех существующих тональностях. 

Возможность свободно творить во всех 24 тональностях давала огромную свободу для музыкантов и расширяла возможности гармонии – именно тогда гармония в своём современном значении начала своё развитие. До Баха одно и тоже произведение записанное в разных тональностях звучало немного по-разному, возникал эффект расстроенности инструмента…

В общем, теперь достаточно очевидно, что энгармонически равными могут быть не только интервалы, но и тональности. При желании каждую тональность можно назвать двумя-тремя способами. Но какие-то тональности в музыкальной практике считаются употребительными, а какие-то нет. Используются тональности с 5-7 знаками, они могут иметь энгармоническое равенство.

До диез мажор = Ре бемоль мажор

До бемоль мажор = Си мажор

Фа диез мажор = Соль бемоль мажор

К каждой паре добавляется ещё три пары минорных параллельньых тональностей

Ля диез минор = Си бемоль минор

Ля бемоль минор = Соль диез минор

Ре диез минор = Ми бемоль минор

Количество знаков (бемолей-диезов) у каждой пары в сумме равняется 12.

Solemnis подготовил для вас несколько примеров энгармонизма звуков, интервалов и аккордов. 
Главное помните: звучит одинаково, а в записи будет разное
Энгармонизм
Энгармонизм
Энгармонизм
Энгармонизм

Практические занятия по энгармонизму

Вы можете попробовать найти варианты энгармонизма самостоятельно. Поиграйте на фортепиано разные звуки, интервалы и аккорды. Играйте и называйте звуки. Потом назовите каждый звук как-нибудь по-другому (например вместо соль бемоля - фа диез). Замечайте как меняется смысл аккорда в зависимости от названия звуков. Хорошей тренировкой может быть игра или пение гамм с пропеванием или называнием каждого звука.  
OK
Telegram
VK
Facebook
Размер в музыке

Размер в музыке

Размер в музыке Онлайн курсы по сольфеджио: Курс для поступающих  Сольфеджио с нуля Основу современного ритмического механизма составляет метроритм. Для

Прочитать
музыкальный слух

Музыкальный слух

Музыкальный слух В помощь учащимся музыкальной школы Идеальный слух — тесты для музыкантов Содержание статьи «Музыкальный слух» Как понять есть

Прочитать