Содержание статьи
Действительно, без ритма никакая музыка, никакое движение невозможно. Ритм – это время, а мы подчинены течению времени и поэтому должны быть ритмичными.
Музыкальный ритм не привязан к обычным единицам времени – секундам, минутам (ведь длительности относительны). Но в музыке есть своё – музыкальное время, которое тоже нельзя терять, которое нужно чувствовать и ценить.
Чувствительность к ритму сформировалась на ранних этапах развития человека как необходимый эволюционный механизм. Ритм ускорял совместное передвижение.
Способность ритмично выполнять совместную работу – при разгрузке машины или при рубке дров – это последствие эволюционного развития нашего чувства ритма. Так что, ритм нам нужен не только на занятиях по танцам и музыке. Ритм пронизывает все сферы жизни.
С точки зрения физики звук и ритм (музыка и ритм) это одно и то же. Звук фортепиано это не что иное как ритмичное колебание струны. Каждый, пускай даже совсем не музыкальный звук, заключает в себе определённую ритмичную вибрацию.
Музыкальный ритм в древности
Логично предположить, что самые раннее «художественное» использование ритма было связано с танцем: незапамятные времена, ночь, люди танцующие вместе у костра. Кто знает, быть может так всё и было. Но достоверно мы знаем одно – одними из первых, кто всерьёз занялся теорией ритма были древние греки.
Были изобретена система стихотворных размеров, которая используется и по сей день. Это всем известные ямб, хорей и т.д. Посколько в Древней Греции стихи не столько читались сколько пелись, можно считать, что это в этот период возникли первые попытки сознательной организации музыки во времени. Некоторые теоретические тексты дошли до нас из Древней Индии.
Пример музыкального ритма в Древней Греции
Были изобретена система стихотворных размеров, которая используется и по сей день. Это всем известные ямб, хорей и т.д. Посколько в Древней Греции стихи не столько читались сколько пелись, можно считать, что это в этот период возникли первые попытки сознательной организации музыки во времени. Некоторые теоретические тексты дошли до нас из Древней Индии.
Ритмика
Прежде чем поступить музыкальную школу ребёнок ходит на подготовительные занятия, где с ним целый год занимаются ритмикой. Это специальная дисциплина и предназначена она не только для детей.
Отличное владение ритмом – это больше половины дела в вопросе нашего музыкального развития. На уроках ритмики даются базовые понятия музыкального ритма. Ребёнок познаёт их очень ествественно и в большей степени телом.
Взрослому чуть труднее – некоторые вещи приходится пропускать через интеллект. А в европейских ритмических терминах легко запутаться. Пульс, метр, доля – это довольно тонкие, не сразу поддающиеся понимаю понятия.
Элементы музыкального ритма
Базовым элементом ритма является пульсация. Внутри человеческого тела находится постоянный источник пульса – сердце, обладающее равномерным ритмом.
Пульсация в музыке
Понятие пульсации – это ключевой момент в том, как мы чувствуем ритм. Наше восприятию приятна звуковая равномерость, организованность. Нас тянет в танец, когда мы слышим ясное равномерную движение длительностей.
Мы качаем головой, стучим ногой в такт. Мы легко чувствуем ритм волны и седлаем её. Равномерность пульсации в пределах одного музыкального фрагмента можно назвать метром.
В пределах метра существуют сильные и слабые доли. Доли это ровные шаги солдат на плацу. Сначала сильная доля, потом слабая. Раз, два, Три, четыре.
Длительности в ритме
Европейцы придумали очень удобный способ записи музыкального ритма – длительности, всем известные половинные, четверти, восьмушки и шестнадцатые.
В Индии, в Африке, в арабской музыке немного другая ритмическая культура, там ритмы не всегда строго записываются, у исполнителя гораздо больше пространства для ритмической импровизации. Тем не менее, европейская система почти универсальна.
С её помощью можно записывать ритмы разных культур, делая их доступными музыкантам, не знакомым с традиционной ритмической культуры той или иной страны.
Чувство ритма
Профессиональный музыкант отличается от любителя не техническим мастерством, а в первую очередь особым чувством ритмом. Владение ритмическими длительностями и способность свободно их комбинировать, «читать» ритм – это тот минимум, который необходим для того, чтобы исполнять музыку вместе.
Здесь же приводим таблицу длительностей над которой можно просто немножко помедитировать и прийти, возможно, некоторой ясности. Система длительностей чаще всего интуитивно понятна.
OK
Telegram
VK
Facebook
Гнесинка количество мест
Гнесинка количество мест на 2025 год Подготовительный курс по сольфеджио для поступления в Гнесинку в 2025 году Авторский онлайн курс
Гнесинка правила приема в 2025 году
Вступительные требования в Гнесинку в 2025 году Подготовительный курс по сольфеджио для поступления в Гнесинку в 2025 году Авторский онлайн
Как поступить в Гнесинку?
Как поступить в Гнесинку в 2025 году: курсы, требования документы Подготовительный курс по сольфеджио в Гнесинку Авторский онлайн курс от