Могучая кучка композиторов. Их портреты висят в каждом музыкальном учебном заведении. Их имена носят музыкальные школы, улицы, театры, музыкальные ВУЗы. Они – главные лица музыкальной культуры 19 века. Буквально иконы русской музыки.
Творческое объединение «Могучая кучка» сложилось в 1850-1860 г. в Санкт-Петербурге. Первыми участниками были композитор Милий Балакирев и критик Владимир Стасов. Все остальные присоединились позже, вдохновившись идеями Балакирева («Могучую кучку» иногда называют Балакиревский кружок).
Композиторы были объединены мыслью о воплощении русской национальной идеи в музыке. Они считали себя наследниками Михаил Ивановича Глинки.
Композиторы были объединены мыслью о воплощении русской национальной идеи в музыке. Они считали себя наследниками Михаил Ивановича Глинки.
Он был первым русским професиональным композитором, работающим на материале русской народной музыки. Участники кружка собирали фольклор, ходили в музыкальные экспедиции – из путешествий по Волге Балакирев «привёз» сборник «40 русских песен».
Найденные в провинциях материалы композиторы использовали в своих операх. Как правило, это были эпические или сказочные произведения – «Борис Годунов», «Хованщина», Мусоргского «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина.
Также народные мотивы вплетались в ткань симфонических и вокальных произведений. Кроме народных мотивов, «кучкисты» работали с материалом церковной музыки – знаменный распев, паралитургические духовные стихи.
Композитор были дружны. Во многом деятельность «Могучей кучки» выражалась в еженедельных сборах-посиделках, на которых обсуждались самые актуальные проблемы – не только музыкального характера. Балакиревский кружок живо интересовался литературой, изобразительным искусством.
Такие люди как Марк Антокольский, Илья Репин, Иван Тургенев, Алексей Писемский приятельствовали с композиторами «русской пятёрки» и часто приходили на сборы кружка.
«Могучая кучка» вела активную общественную деятельностью. По инициативе группы была открыта бесплатная музыкальная школа для людей всех сословий. Устраивались бесплатные концерты.
Интересно, что среди участников «кучки» никто не имел профессионального музыкального образования. Дело в том, что на тот момент в России просто не было музыкальных учебных заведений. (Первая консерватория открылась в России только 1862 году по инициативе Антона Рубинштейна).
Творчество композиторов могучей кучки
Автор блестящей оперы «Князь Игорь» Александр Порфирьевич Бородин был в первую очередь знаменитым химиком и работал врачом. Музыка поначалу была для него чем-то вроде хобби.
Как это часто бывает в истории культуры, молодая группа идейно противостояла консерваторам, особенно в лице Антона Рубинштейна. Тот был в свою очередь активным порицателем идей сообщества. Рубинштейн представлял себе развитие отечественной музыкальной культуры по западным образцам. Идеи «русской пятёрки», были ровно противоположными.
Как это часто бывает в истории культуры, молодая группа идейно противостояла консерваторам, особенно в лице Антона Рубинштейна. Тот был в свою очередь активным порицателем идей сообщества. Рубинштейн представлял себе развитие отечественной музыкальной культуры по западным образцам. Идеи «русской пятёрки», были ровно противоположными.
Идейным вдохновителем группы был критик Владимир Стасов – именно он дал название «Могучая кучка».
Это словосочетание было взято и подхвачено публикой из статьи Стасова 1968 года: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Самим участникам было ближе всего название «Новая русская музыкальная школа». В нём ёмко отражалась суть Могучей кучки – прогрессивное следование русской народной традиции.
Стасов был старшим участником кружка и в кругу «кучкистов» был несомненным авторитетом. Тогда были популярны прогрессивные общественные и художественные идеалы – 60-ые 19 века года это время демократического подъёма. Композиторы были увлечены идеями Герцена, Белинского и Чернышеского.
К 70-ым годам группа перестала собираться вместе и формально распалась. Тем не менее всё, чем композиторы занимались потом, несомненно было следствием их общей работы. Несмотря на идейные противоречия, которых нельзя было избежать, группа и её идеи на самом деле продолжали жить. Из учеников Римского-Корсакова чуть позже возник «беляевский кружок».
Беляевский кружок
В него входили Н.Н. Черепнин, А.К. Глазунов, А.К. Лядов, Ф.М. Блуменфельд и другие заметные музыканты того времени. Сам Беляев был богатым купцом и меценатом. У себя дома каждую пятницу он проводил музыкальные вечера, на которые часто исполнялась новая музыка. Беляевский кружок – был очень заметным явлением своего времени.
В значительной степени деятельность этой группы была вдохновлена участниками Могучей кучкой.
Выходит что и последующие поколения композиторов – Скрябин, а потом Прокофьев, Шостакович – были продолжателями той самый линий, начало которой прочертили Милий Алексеевич Балакирев, Цезарь Антонович Кюи, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Модест Петрович Мусоргский и их идейный руководитель Владимир Васильевич Стасов.
Русская академическая музыкальная культура в целом и образовательные традиции в сфере музыки в огромной степени обязаны композиторам «Могучей кучки».
OK
Telegram
VK
Facebook
Размер в музыке
Размер в музыке Онлайн курсы по сольфеджио: Курс для поступающих Сольфеджио с нуля Основу современного ритмического механизма составляет метроритм. Для
Квинтовый круг тональностей
Квинтовый круг тональностей: сольфеджио Онлайн курсы по сольфеджио: Курс для поступающих Сольфеджио с нуля Музыка – это универсальный язык,
Музыкальный слух
Музыкальный слух В помощь учащимся музыкальной школы Идеальный слух — тесты для музыкантов Содержание статьи «Музыкальный слух» Как понять есть