Вступительные требования в Казанский музыкальный колледж

Подготовительный курс от Яны Ли по сольфеджио для поступающих в Казанский музыкальный колледж

Самый большой онлайн курс по сольфеджио: 46 лекций, 268 практических заданий, пробный экзамен, психология вступительного экзамена.

Наши слушатели успешно поступают в Гнесину, Мерзляковку, училище им. Римского-Корсакова, Иполитовку и другие колледжи страны.

Выберите специальность

Программа вступительных испытаний творческой направленности по специальности «Вокальное искусство»

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов

Прием на программу подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 53.02.04 «Вокальное искусство» осуществляется при наличии у абитуриента документа об основном общем образовании или документа об образовании более высокого уровня (среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании). При приеме абитуриентов на подготовку по данной образовательной программе образовательное учреждение проводит вступительные испытания творческой профессиональной направленности [1].

Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области сольного пения и музыкально-теоретической базы.

Прием на ППССЗ по специальности 53.02.04 «Вокальное искусство» осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств).

При приеме на данную специальность колледж проводит следующие вступительные испытания творческой направленности:

  • исполнение сольной программы;
  • проверка музыкальных данных (устно).

Примерный уровень требований вступительных испытаний

творческой направленности

специализация «Вокальное искусство»

  1. Исполнение сольной программы

Перед проведением экзамена по сольному пению для абитуриентов проводится 2 индивидуальные консультации с концертмейстером. Абитуриент представляет список подготовленных произведений и исполняет их по выбору преподавателя, ведущего консультацию.

Рекомендуются к исполнению:

  • русские народные песни;
  • песни и романсы русских композиторов;
  • старинные классические арии и ариетты;
  • произведения зарубежных композиторов;
  • песни отечественных композиторов

Примерный уровень сложности произведений:

  • Русские народные песни: «Ах, ты, душечка», «Волга-реченька», «У зари-то, у зореньки», «Вдоль по улице метелица метет», «Утес», «Из-за острова на стрежень», «Эх, Настасья», «Прялка», «Цвели цветики», «По сеничкам Дуняшенька гуляла», «Помнишь ли меня, мой свет», «Липа вековая», «Отставала лебедушка», «Потеряла я колечко».
  • Романсы и песни русских композиторов: А.Варламов «Красный сарафан»;

А. Алябьев «Я вижу образ твой»; Л.Гурилев «Домик-крошечка»;

А. Даргомыжский «Я Вас любил», «Юноша и дева».

  • Старинные классические арии и ариетты: У.Джордано «Саго mioben», Д.Кариссими «Vittoria, vittoria», А. Кальдара «Sebben, crudele», «Selve amiche», А.Вивальди Ариетта «Vieni? Vieni?»,
  • Произведения зарубежных композиторов: Моцарт ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро»; Л.Бетховен Песня «Сурок»; Э.Григ «Кродине».

Для показа вступительных программ абитуриентам предоставляется концертмейстер. Абитуриент должен иметь при себе ноты исполняемых произведений.

Перед вступительным экзаменом абитуриент обязан пройти проверку профессионального состояния голосового аппарата у врача-фониатра и предоставить справку.

На экзамене абитуриент должен исполнить два произведения по выбору экзаменационной комиссии из предоставленного списка.

  1. Проверка музыкальных данных
  • спеть отдельно взятый на фортепиано звук;
  • определить ладовое наклонение мелодии (мажор, минор) по ее звучанию;
  • точно повторить голосом сыгранную экзаменатором музыкальную фразу;
  • определить количество звуков в созвучии (интервал, аккорд), и воспроизвести звуки голосом последовательно сверху вниз или снизу вверх;
  • воспроизвести ритмический рисунок сыгранного экзаменатором музыкального отрывка (не более периода);

и/или

  • интонировать натуральную мажорную гамму и три вида минорной гаммы в тональностях до 3-х знаков при ключе;
  • определить на слух интервал или аккорд и воспроизвести его голосом с названием звуков (нижний или верхний звук созвучия известен);
  • петь с листа с дирижированием одноголосный музыкальный пример (например, Фридкин «Чтение с листа на уроках сольфеджио», начальные номера).

[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 356 от 28 сентября 2009 г. «О перечне специальностей среднего профессионального образования, по которым при приеме в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2009 г., регистрационный № 15129. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2009, № 46).

Программа вступительных испытаний творческой направленности по специальности «Инструментальное исполнительство» по виду «Оркестровые духовые и ударные инструменты»

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов

Прием на программу подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов) осуществляется при наличии у абитуриента документа об основном общем образовании или документа об образовании более высокого уровня (среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании). При приеме абитуриентов на подготовку по данной образовательной программе образовательное учреждение проводит вступительные испытания творческой профессиональной направленности [1].

Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области исполнительства на инструменте и музыкально-теоретической области.

Прием на ППССЗ по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов) осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств).

При приеме на данную специальность колледж проводит следующие вступительные испытания творческой направленности:

  • исполнение сольной программы;
  • сольфеджио (письменно);
  • сольфеджио (устно).

Требования к содержанию и объему вступительных испытаний определяются колледжем и по уровню не должны быть ниже требований к выпускникам ДМШ и ДШИ, освоивших дополнительные предпрофессиональные образовательные программы.

 

Требования к вступительным испытаниям творческой направленности

специализация «Оркестровые духовые и ударные инструменты»

флейта, кларнет, саксофон, фагот, валторна, труба, тромбон, туба (возможно тенор, баритон), ударные:

  1. Исполнение сольной программы

Поступающий должен исполнить:

Духовые инструменты:

а) гаммы

б) два разнохарактерных этюда

в) произведение крупной формы (соната, концерт, фантазия) или две разнохарактерные пьесы

Ударные инструменты:

а) играть аккомпанемент на ударной установке к предложенному музыкальному произведению;

б) произведение для ксилофона с аккомпанементом;

в) произведение для малого барабана сольное или с сопровождением.

Примерные программы:

Флейта:

  • Платонов Н. Этюды № 16,30
  • Дворжак А. Юмореска
  • И.С.Бах Сюита си минор ( менуэт, сарабанда, рондо, скерцо)
  • Ваньгал Я. Соната

Гобой:

  • этюды В.Ферлинга из сборника «48 этюдов для гобоя» ор. 31;
  • Е.Фиала. Концерт;
  • А.Лядов. Скорбная песнь;
  • Г.Ф.Гендель. Жига.

 

Кларнет

  • Штарк А. Этюды
  • Д.Скарлатти Соната ре минор
  • Глюк К. Мелодия
  • П.И.Чайковский Ноктюрн

Саксофон

  • Ривчун А. Этюд №5
  • Гендель Г. Сонатина №4(3,4 части)
  • Глиэр Р. Романс

Труба

  • Баласанян С. Этюды
  • Щелоков В. Концерт №3
  • Гуно Ш. Серенада Валторна
  • Копраш К. Этюды
  • Моцарт В. Концерт №4 (1 часть)
  • Глиэр Р. Ноктюрн

Фагот

  • Костлан И. Концертный этюд
  • Вивальди А. Концерт
  • Рахманинов С. Элегия 15
  • Чайковский П. Октябрь

Валторна

Копраш К. Этюды

Моцарт В. Концерт №4 (1 часть)

Глиэр Р. Ноктюрн

Тромбон

  • Блюм О. Этюды
  • Давид Д. Концертино
  • Блажевич В. Концерт №9

Туба

  • Блажевич В. Этюды для тубы
  • Марчелло Б. Соната (1,2 части)
  • Корелли А. Сарабанда
  • Сенс-Санс К. Слон

Ударные

Ксилофон

  • Вивальди А. Концерт соль мажор
  • Юровский В. Марш-шутка

Малый барабан

  • Ритмические упражнения. Сост. Т.Егорова и В. Штейман
  • Снегирев В. Этюд №3

 

  1. Сольфеджио

Уровень требований должен соответствовать программе по сольфеджио для выпускников образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств) с 7-ми – 8-ми летним сроком обучения.

  1. Письменная часть

Письменная форма экзамена предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода, протяженностью 8 тактов, в мажорных и минорных тональностях до 3-х ключевых знаков включительно. Размеры: 2/4,3/4, 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

  • различные виды мажора и минора;
  • длительности и паузы от целой до шестнадцатой; пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, длительности с точками, синкопы.

 

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 10-12 раз в течение 30 минут.

Примерные образцы диктантов:

 

Образец №1

 

 

 

 

 

 

Образец №2

  1. Устная часть

а) Интонационные упражнения

Спеть в ладу:

– гаммы мажорных (натуральный, гармонический) и минорных (натуральный, гармонический, мелодический виды) до 3-х знаков включительно;

– ступени натурального, гармонического мажора и минора;

– интервалы (простые) с разрешением: диатонические (включая тритоны), характерные (ув4, ум5, ув2, ум7, ув5, ум4);

– аккорды: главные трезвучия с обращениями, D7 с обращениями и разрешениями, VII7 в основном виде с двумя способами разрешений.

Спеть от звука:

– интервалы (простые) вверх и вниз;

– аккорды вверх и вниз: 2 вида трезвучий (мажорное и минорное трезвучие с обращениями), 3 вида септаккордов (Ммаж7 с обращениями, Ум7, Мум7).

б) Слуховой анализ

Определить на слух в ладу:

– лад (звукоряд или фрагмент мелодии): 2 вида мажора, три вида минора;

– ступени натурального и гармонического мажор, минора;

– интервалы (простые) с разрешением: диатонические (включая тритоны), характерные (ув4, ум5, ув2, ум7, ув5, ум4);

– аккорды: главные трезвучия с обращениями, D7 с обращениями и разрешениями, VII7 в основном виде с двумя способами разрешений; аккордовые последовательности, включающие 3-4 аккордов (последовательность проигрывается 2 раза).

Примерный образец: T53 – S53 – D2 – T6; T6 – S6 – D7 – T53.

Определить на слух от звука:

– интервалы (простые) вверх и вниз;

– аккорды вверх и вниз: 2 вида трезвучий (мажорное и минорное трезвучие с обращениями), 3 вида септаккордов (Ммаж7 с обращениями, Ум7, Мум7).

в) Сольфеджирование

Чтение с листа одноголосного музыкального примера с дирижированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4, предварительно определив тональность.

Примерные образцы: Островский А. Сольфеджио

[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 356 от 28 сентября 2009 г. «О перечне специальностей среднего профессионального образования, по которым при приеме в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2009 г., регистрационный № 15129. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2009, № 46).

Программа вступительных испытаний творческой направленности по специальности «Хоровое дирижирование»

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов

Прием на программу подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 53.02.06 «Хоровое дирижирование» осуществляется при наличии у абитуриента документа об основном общем образовании или документа об образовании более высокого уровня (среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании). При приеме абитуриентов на подготовку по данной образовательной программе образовательное учреждение проводит вступительные испытания творческой профессиональной направленности [1].

Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области исполнительства на инструменте и музыкально-теоретической области.

Прием на ППССЗ по специальности 53.02.06 «Хоровое дирижирование» осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств).

При приеме на данную специальность колледж проводит следующие вступительные испытания творческой направленности:

  • дирижирование,
  • сольфеджио (письменно и устно),
  • фортепиано.

 

 

 

Требования к вступительным испытаниям творческой направленности:

по специальности «Хоровое дирижирование»

  1. Дирижирование

Перед экзаменом для абитуриентов проводятся 2 консультации. Первая консультация без концертмейстера, вторая – с концертмейстером. На консультации даются первичные навыки дирижирования: сетка дирижирования на 3/4 и 4/4. Проходится одно произведение, которое и выносятся на экзамен.

 

На экзамене от абитуриента требуется:

 

  • исполнить одно хоровое произведение с концертмейстером; показать первичные навыки дирижирования на примере исполняемого произведения;
  • спеть вокальное произведение (песню или романс) с собственным аккомпанементом с целью проверки вокальных данных;
  • спеть народную песню без сопровождения;
  • прочитать стихотворение по выбору абитуриента (с целью проверки дикции и сценических данных).

 

Примерный уровень исполняемых произведений для дирижирования:

 

  • Дубравин. «Песня о земной красоте»;
  • Й.Брамс. «Колыбельная»;
  • А.Гурилев. «Улетела пташечка».

 

Среди вокальных произведений можно исполнить любую народную песню с сопровождением, песню или романс классического композитора, советскую массовую или детскую песни. Аккомпанемент можно упрощать, разрешается грамотный подбор по слуху.

  1. Сольфеджио
  2. Письменная часть

Письменная форма экзамена предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода, протяженностью 8-10 тактов, в мажорных и минорных тональностях до 4-х ключевых знаков включительно. Размеры: 2/4,3/4, 4/4, 6/8.

Интонационные и ритмические трудности:

  • различные виды мажора и минора, внутритональный и модуляционный хроматизм (отклонения в тональности первой степени родства, секвенции тональные и модулирующие).
  • длительности и паузы от целой до шестнадцатой; пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, длительности с точками, триоли, синкопы, ритмические рисунки с залигованными нотами.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 10-12 раз в течение 30 минут.

Примерные образцы диктантов:

 

Образец №1

 

Образец №2

  1. Устная часть

а) Интонационные упражнения

Спеть в ладу:

– гаммы мажорных (натуральный, гармонический) и минорных (натуральный, гармонический, мелодический виды) до 4 знаков включительно;

– ступени натурального, гармонического мажора и минора;

– интервалы (простые) с разрешением: диатонические (включая тритоны), характерные (ув4, ум5, ув2, ум7, ув5, ум4); интервальные последовательности, включающие 5-7 интервалов;

– аккорды: главные трезвучия с обращениями, D7 с обращениями и разрешениями, II7 в основном виде, VII7 в основном виде с двумя способами разрешений.

Спеть от звука:

– интервалы (простые) вверх и вниз;

– аккорды вверх и вниз: 4 вида трезвучий (мажорное и минорное трезвучие с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучие), 4 вида септаккордов (Ммаж7 с обращениями, Ммин7,Ум7, Мум7).

б) Слуховой анализ

Определить на слух в ладу:

– лад (звукоряд или фрагмент мелодии): 2 вида мажора, три вида минора;

– ступени натурального и гармонического мажор, минора;

– интервалы (простые) с разрешением: диатонические (включая тритоны), характерные (ув4, ум5, ув2, ум7, ув5, ум4); интервальные последовательности, включающие 5-7 интервалов (последовательность проигрывается 2 раза);

– аккорды: главные трезвучия с обращениями, D7 с обращениями и разрешениями, II7 в основном виде, VII7 в основном виде с двумя способами разрешений; аккордовые последовательности, включающие 4-5 аккордов (последовательность проигрывается 2 раза).

Примерный образец: T53 – D2 – T6 – D43 – T53; T6 – II7 – D43 – T53.

Определить на слух от звука:

– интервалы (простые) вверх и вниз;

– аккорды вверх и вниз: 4 вида трезвучий (мажорное и минорное трезвучие с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучие), 4 вида септаккордов (Ммаж7 с обращениями, Ммин7,Ум7, Мум7).

в) Сольфеджирование

Чтение с листа одноголосного музыкального примера с дирижированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8, предварительно определив тональность.

Примерные образцы:

  • Рубец А. Одноголосное сольфеджио, 1966, № 50–80;
  • Драгомиров П. Одноголосное сольфеджио, 1965, № 143–170.

III. Фортепиано

 

Поступающий должен исполнить сольную программу, состоящую из двух разнохарактерных произведения (предпочтительно одно из произведений полифоническое или крупной формы)

 

Примерная программа:

 

  • И.С.Бах Двухголосная или трехголосная инвенция; К.Черни Этюд ор.299 (по выбору).
  • Й.Гайдн Соната ми минор (1 часть); Э.Григ «Весной».

 

[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 356 от 28 сентября 2009 г. «О перечне специальностей среднего профессионального образования, по которым при приеме в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2009 г., регистрационный № 15129. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2009, № 46).

Программа вступительных испытаний творческой направленности по специальности «Инструментальное исполнительство» по виду «Инструменты народного оркестра»

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов

Прием на программу подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов) осуществляется при наличии у абитуриента документа об основном общем образовании или документа об образовании более высокого уровня (среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании). При приеме абитуриентов на подготовку по данной образовательной программе образовательное учреждение проводит вступительные испытания творческой профессиональной направленности [1].

Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области исполнительства на инструменте и музыкально-теоретической области.

Прием на ППССЗ по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов) осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств).

При приеме на данную специальность колледж проводит следующие вступительные испытания творческой направленности:

  • исполнение сольной программы;
  • сольфеджио (письменно);
  • сольфеджио (устно).

Требования к содержанию и объему вступительных испытаний определяются колледжем и по уровню не должны быть ниже требований к выпускникам ДМШ и ДШИ, освоивших дополнительные предпрофессиональные образовательные программы.

Требования к вступительным испытаниям творческой направленности:

специализация «Инструменты народного оркестра» (домра, балалайка, аккордеон, баян, гитара)

  1. Исполнение сольной программы

Поступающий должен исполнить:

Баян, аккордеон:

  • Произведение крупной формы;
  • Полифоническое произведение;
  • Обработка народной песни.

Примерные программы:

  • И.С.Бах Маленькие прелюдии
  • В.Золотарев. Детские сюиты (по две-три части);
  • В.Мотов. Возле речки, возле моста;
  • В.Мотов. Научить ли тя, Ванюша;
  • В.Мотов. Сад;
  • В.Жигалов. Там, за речкой.

Домра, гитара, балалайка

  • Гаммы в две октавы: Ми мажор, ми минор, Фа мажор, фа минор (тремоло, одинарные удары, дубль-штрих, переменный штрих), арпеджио;
  • Один этюд;
  • Пьеса;
  • Произведение крупной формы (часть сонаты или концерта, сюита);
  • обработка народной мелодии.

Примерные программы:

Домра

  • Г.Ф.Гендель. Соната для скрипки №6, 1 и 2 ч.;
  • М. Глинка. Песня без слов
  • Дитель. «Коробейники»
  • Гребенщиков. Этюды

Гитара

  • И.С.Бах. Аллеманда
  • М.Каркасси. Сонатина
  • М.Джулиани. Этюд «Речеек»
  • Иванов-Крамской. Хороводная «Как у месяца»
  • И.С.Бах. Сарабанда
  • Г.Альберт. Соната №1
  • В.Лобос. Этюд №11

Балалайка

  • Б.Трояновский. Заиграй, моя волынка
  • Ф.Куперен. Пастораль
  • Тартини-Крейслер. Вариации
  • В.Андреев-Н. Василенко. Испанский танец.
  • Гайдай. Концерт
  • Блинов. Этюд
  1. Сольфеджио
  2. Письменная часть

Письменная форма экзамена предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода, протяженностью 8 тактов, в мажорных и минорных тональностях до 3-х ключевых знаков включительно. Размеры: 2/4,3/4, 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

  • различные виды мажора и минора;
  • длительности и паузы от целой до шестнадцатой; пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, длительности с точками, синкопы.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 10-12 раз в течение 30 минут.

Примерные образцы диктантов:

Образец №1

Образец №2

  1. Устная часть

а) Интонационные упражнения

Спеть в ладу:

– гаммы мажорных (натуральный, гармонический) и минорных (натуральный, гармонический, мелодический виды) до 3-х знаков включительно;

– ступени натурального, гармонического мажора и минора;

– интервалы (простые) с разрешением: диатонические (включая тритоны), характерные (ув4, ум5, ув2, ум7, ув5, ум4);

– аккорды: главные трезвучия с обращениями, D7 с обращениями и разрешениями, VII7 в основном виде с двумя способами разрешений.

Спеть от звука:

– интервалы (простые) вверх и вниз;

– аккорды вверх и вниз: 2 вида трезвучий (мажорное и минорное трезвучие с обращениями), 3 вида септаккордов (Ммаж7 с обращениями, Ум7, Мум7).

б) Слуховой анализ

Определить на слух в ладу:

– лад (звукоряд или фрагмент мелодии): 2 вида мажора, три вида минора;

– ступени натурального и гармонического мажор, минора;

– интервалы (простые) с разрешением: диатонические (включая тритоны), характерные (ув4, ум5, ув2, ум7, ув5, ум4);

– аккорды: главные трезвучия с обращениями, D7 с обращениями и разрешениями, VII7 в основном виде с двумя способами разрешений; аккордовые последовательности, включающие 3-4 аккордов (последовательность проигрывается 2 раза).

Примерный образец: T53 – S53 – D2 – T6; T6 – S6 – D7 – T53.

Определить на слух от звука:

– интервалы (простые) вверх и вниз;

– аккорды вверх и вниз: 2 вида трезвучий (мажорное и минорное трезвучие с обращениями), 3 вида септаккордов (Ммаж7 с обращениями, Ум7, Мум7).

в) Сольфеджирование

Чтение с листа одноголосного музыкального примера с дирижированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4, предварительно определив тональность.

Примерные образцы: Островский А. Сольфеджио

[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 356 от 28 сентября 2009 г. «О перечне специальностей среднего профессионального образования, по которым при приеме в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2009 г., регистрационный № 15129. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2009, № 46).

Программа вступительных испытаний творческой направленности по специальности «Сольное и хоровое народное пение»

Прием на программу подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение» осуществляется при наличии у абитуриента документа об основном общем образовании или документа об образовании более высокого уровня (среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании). При приеме абитуриентов на подготовку по данной образовательной программе образовательное учреждение проводит вступительные испытания творческой профессиональной направленности [1].

Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области сольного пения и музыкально-теоретической базы.

Прием на ППССЗ по специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение» осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств).

При приеме на данную специальность колледж проводит следующие вступительные испытания творческой направленности:

  • исполнение сольной программы;
  • проверка музыкальных данных (устно).

Примерный уровень требований вступительных испытаний

творческой направленности

специализация «Сольное и хоровое народное пение»

  1. Исполнение сольной программы

Поступающий должен исполнить две контрастные песни (желательно одна без сопровождения). Поощряется исполнение программы в народном костюме, использование элементов народного танца и игра на народных инструментах (баян, ложки, трещотки и т. п.).

Примерный список произведений:

  • Русская народная песня с сопровождением «Зачем солнце рано пало»;
  • Русская народная песня без сопровождения «Лучинушка», «Сронила колечко»
  • Русская народная песня «Я на горку шла», «Ах, всю ночь я прогуляла»; «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина».
  • Музыка Г.Пономаренко, «Мой пустоговоря». «Цветет черемуха», Гамалея «Гляжу в озера синие».
  • Татарская народная песня «Туган тел»
  • Татарская народная песня «Ай, былбылым»
  • Татарская народная песня «Ай, йолдызым»
  • Татарская народная песня «Кара урман аша»
  • С.Сайдашев. «Хуш, авылым»
  • С.Сайдашев. «Тургай»
  • Р.Яхин. «Туган ягым»
  • М.Музафаров. «Хәерле иртә»

Перед экзаменом поступающий должен пройти проверку профессионального состояния голосового аппарата у врача-фониатра и представить справку.

  1. Проверка музыкальных данных
  • спеть отдельно взятый на фортепиано звук;
  • определить ладовое наклонение мелодии (мажор, минор) по ее звучанию;
  • точно повторить голосом сыгранную экзаменатором музыкальную фразу;
  • определить количество звуков в созвучии (интервал, аккорд), и воспроизвести звуки голосом последовательно сверху вниз или снизу вверх;
  • воспроизвести ритмический рисунок сыгранного экзаменатором музыкального отрывка (не более периода);

и/или

  • интонировать натуральную мажорную гамму и три вида минорной гаммы в тональностях до 3-х знаков при ключе;
  • определить на слух интервал или аккорд и воспроизвести его голосом с названием звуков (нижний или верхний звук созвучия известен);
  • петь с листа с дирижированием одноголосный музыкальный пример (например, Фридкин «Чтение с листа на уроках сольфеджио», начальные номера).

[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 356 от 28 сентября 2009 г. «О перечне специальностей среднего профессионального образования, по которым при приеме в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2009 г., регистрационный № 15129. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2009, № 46).

Программа вступительных испытаний творческой направленности по специальности «Музыкальное искусство эстрады» (Эстрадное пение)

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов

Прием на программу подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам) по виду: Эстрадное пение осуществляется при наличии у абитуриента документа об основном общем образовании или документа об образовании более высокого уровня (среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании). При приеме абитуриентов на подготовку по данной образовательной программе образовательное учреждение проводит вступительные испытания творческой профессиональной направленности [1].

Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области сольного пения и музыкально-теоретической базы.

Прием на ППССЗ по специальности 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам) по виду: Эстрадное пение осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств).

При приеме на данную специальность колледж проводит следующие вступительные испытания творческой направленности:

  • исполнение сольной программы;
  • проверка музыкальных данных (устно).

Примерный уровень требований вступительных испытаний творческой направленности по виду «Эстрадное пение»:

  1. Исполнение сольной программы

Поступающий должен исполнить:

  • два произведения в эстрадном жанре (рекомендуется для исполнения отечественная или зарубежная эстрадная песня, произведение в стиле рок, джаз, эстрадно-камерная миниатюра, романс в современной обработке);

Вокалисты исполняют 2 произведения с фонограммой «минус голос», либо с «живым» аккомпанементом.

Примерный уровень программы:

  • Косма. «Опавшие листья»;
  • Роджерс .«Голубая луна»;
  • Р.Паулс. «Любовь настала».
  1. Проверка музыкальных данных
  • спеть отдельно взятый на фортепиано звук;
  • определить ладовое наклонение мелодии (мажор, минор) по ее звучанию;
  • точно повторить голосом сыгранную экзаменатором музыкальную фразу;
  • определить количество звуков в созвучии (интервал, аккорд), и воспроизвести звуки голосом последовательно сверху вниз или снизу вверх;
  • воспроизвести ритмический рисунок сыгранного экзаменатором музыкального отрывка (не более периода);

и/или

  • интонировать натуральную мажорную гамму и три вида минорной гаммы в тональностях до 3-х знаков при ключе;
  • определить на слух интервал или аккорд и воспроизвести его голосом с названием звуков (нижний или верхний звук созвучия известен);
  • петь с листа с дирижированием одноголосный музыкальный пример (например, Фридкин «Чтение с листа на уроках сольфеджио», начальные номера).

[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 356 от 28 сентября 2009 г. «О перечне специальностей среднего профессионального образования, по которым при приеме в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2009 г., регистрационный № 15129. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2009, № 46).

Программа вступительных испытаний творческой направленности по специальности «Инструментальное исполнительство» по виду «Фортепиано»

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов

Прием на программу подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов) осуществляется при наличии у абитуриента документа об основном общем образовании или документа об образовании более высокого уровня (среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании). При приеме абитуриентов на подготовку по данной образовательной программе образовательное учреждение проводит вступительные испытания творческой профессиональной направленности [1].

Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области исполнительства на инструменте и музыкально-теоретической области.

Прием на ППССЗ по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов) осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств).

При приеме на данную специальность колледж проводит следующие вступительные испытания творческой направленности:

  • исполнение сольной программы;
  • сольфеджио (письменно);
  • сольфеджио (устно).

Требования к содержанию и объему вступительных испытаний определяются колледжем и по уровню не должны быть ниже требований к выпускникам ДМШ и ДШИ, освоивших дополнительные предпрофессиональные образовательные программы.

 

Требования к вступительным испытаниям творческой направленности:

специализация «Фортепиано»

 

  1. Исполнение сольной программы

а) Поступающий должен исполнить:

  • полифоническое произведение;
  • два этюда
  • одно произведение крупной формы (1-2 части сонаты или концерта, вариации, рондо);
  • пьесу (желательно кантиленного характера)

Примерная программа:

  • И.С.Бах. Трехголосная инвенция или прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира».
  • К.Черни. Этюды ор.299, этюды из сборника «Искусство беглости пальцев» ор. 740; М. Клементи. Этюды из сборника «Gradus ad Parnassum»; М.Мошковский. Этюды ор. 72.
  • Й.Гайдн. Соната для фортепиано ре мажор; Л.Бетховен. Соната для фортепиано №1, первая часть; Л.Бетховен. Соната для фортепиано № 5, первая часть; Л.Бетховен. Вариации ре мажор ор.76.
  • Ф.Шопен. Ноктюрн до диез минор (oeuvre posthume); Ф.Шопен. Ноктюрн ми минор ор. 72 № 1 (oeuvre posthume); С.Рахманинов. Мелодия; С.Рахманинов. Элегия; Д.Шостакович. Избранные прелюдии; пьесы П.Чайковского, С.Прокофьева, Ф.Листа, Р.Шумана.

б) Поступающий должен прочитать с листа одно произведение (уровень

сложности — 4-5 класс ДМШ)

 

  1. Сольфеджио

Уровень требований должен соответствовать программе по сольфеджио для выпускников образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств) с 7-ми – 8-ми летним сроком обучения.

 

  1. Письменная часть

Письменная форма экзамена предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода, протяженностью 8-10 тактов, в мажорных и минорных тональностях до 4-х ключевых знаков включительно. Размеры: 2/4,3/4, 4/4, 6/8.

Интонационные и ритмические трудности:

  • различные виды мажора и минора, внутритональный и модуляционный хроматизм (отклонения в тональности первой степени родства, секвенции тональные и модулирующие).
  • длительности и паузы от целой до шестнадцатой; пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, длительности с точками, триоли, синкопы, ритмические рисунки с залигованными нотами.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 10-12 раз в течение 30 минут.

Примерные образцы диктантов:

 

Образец №1

 

Образец №2

 

  1. Устная часть

а) Интонационные упражнения

Спеть в ладу:

– гаммы мажорных (натуральный, гармонический) и минорных (натуральный, гармонический, мелодический виды) до 4 знаков включительно;

– ступени натурального, гармонического мажора и минора;

– интервалы (простые) с разрешением: диатонические (включая тритоны), характерные (ув4, ум5, ув2, ум7, ув5, ум4); интервальные последовательности, включающие 5-7 интервалов;

– аккорды: главные трезвучия с обращениями, D7 с обращениями и разрешениями, II7 в основном виде, VII7 в основном виде с двумя способами разрешений.

Спеть от звука:

– интервалы (простые) вверх и вниз;

– аккорды вверх и вниз: 4 вида трезвучий (мажорное и минорное трезвучие с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучие), 4 вида септаккордов (Ммаж7 с обращениями, Ммин7,Ум7, Мум7).

б) Слуховой анализ

Определить на слух в ладу:

– лад (звукоряд или фрагмент мелодии): 2 вида мажора, три вида минора;

– ступени натурального и гармонического мажор, минора;

– интервалы (простые) с разрешением: диатонические (включая тритоны), характерные (ув4, ум5, ув2, ум7, ув5, ум4); интервальные последовательности, включающие 5-7 интервалов (последовательность проигрывается 2 раза);

– аккорды: главные трезвучия с обращениями, D7 с обращениями и разрешениями, II7 в основном виде, VII7 в основном виде с двумя способами разрешений; аккордовые последовательности, включающие 4-5 аккордов (последовательность проигрывается 2 раза).

Примерный образец: T53 – D2 – T6 – D43 – T53; T6 – II7 – D43 – T53.

Определить на слух от звука:

– интервалы (простые) вверх и вниз;

– аккорды вверх и вниз: 4 вида трезвучий (мажорное и минорное трезвучие с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучие), 4 вида септаккордов (Ммаж7 с обращениями, Ммин7,Ум7, Мум7).

в) Сольфеджирование

Чтение с листа одноголосного музыкального примера с дирижированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8, предварительно определив тональность.

Примерные образцы:

  • Рубец А. Одноголосное сольфеджио, 1966, № 50–80;
  • Драгомиров П. Одноголосное сольфеджио, 1965, № 143–170.

 

[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 356 от 28 сентября 2009 г. «О перечне специальностей среднего профессионального образования, по которым при приеме в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2009 г., регистрационный № 15129. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2009, № 46).

Программа вступительных испытаний творческой направленности по специальности «Инструментальное исполнительство» по виду «Оркестровые струнные инструменты»

Прием на программу подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) осуществляется при наличии у абитуриента документа об основном общем образовании или документа об образовании более высокого уровня (среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании). При приеме абитуриентов на подготовку по данной образовательной программе образовательное учреждение проводит вступительные испытания творческой профессиональной направленности [1].

Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области исполнительства на инструменте и музыкально-теоретической области.

Прием на ППССЗ по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств).

При приеме на данную специальность колледж проводит следующие вступительные испытания творческой направленности:

  • исполнение сольной программы;
  • сольфеджио (письменно);
  • сольфеджио (устно).

Требования к содержанию и объему вступительных испытаний определяются колледжем и по уровню не должны быть ниже требований к выпускникам ДМШ и ДШИ, освоивших дополнительные предпрофессиональные образовательные программы.

 

Требования к вступительным испытаниям творческой направленности:

специализация «Оркестровые струнные инструменты»

(скрипка, альт, виолончель, контрабас)

  1. Исполнение сольной программы

Поступающий должен исполнить:

  • гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы);
  • один этюд;
  • соната (2 части);
  • первую часть, либо вторую и третью части инструментального концерта;
  • 2 разнохарактерные пьесы.

Примерные программы:

Скрипка:

  • трехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы);
  • Р.Крейцер. Этюды №№ 10, 35;
  • Г.Гендель Соната №2 ( 1,2 части); Г.Гендель Соната №4 ( 1,2 части);
  • Д.Б.Виотти. Концерт № 22 (1ч.); Л.Шпор. Концерт №2 (1ч.);
  • Одно из произведений: Л.К.Дакен. «Кукушка»; А.Венявский. «Легенда», Кабалевский «Импровизация», Паганини «Кантабиле»

Альт:

  • трехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы);
  • Б.Кампаньоли. Этюд №1; Р.Крейцер. Этюд № 8;
  • И.Х.Бах. Концерт до минор (1ч.); И.Хандошкин. Концерт до мажор (1ч.);
  • С.Цинцадзе. Романс;

Виолончель:

  • трехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы).
  • А.Нельк. Этюд ля мажор; Ф.Грюцмахер. Этюд ре мажор;
  • Б.Марчелло Соната ля минор, соната ми минор; Экколс Соната; Самартини Соната;
  • А.Ромберг. Концерт №2 (1ч.); Й.Гайдн. Концерт до мажор (1ч.);
  • Маттесон Ария; Гольтерман Каприччио.

Контрабас:

  • двухоктавные гаммы ми мажор, ля мажор;
  • Этюды из сборника этюдов И.Биллэ, Т.Баттиони;
  • Сонаты Б.Марчелло;
  • Г.Шлемюллер. Непрерывное движение;
  • А.Хачатурян. Андантино.

 

  1. Сольфеджио

Уровень требований должен соответствовать программе по сольфеджио для выпускников образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств) с 7-ми – 8-ми летним сроком обучения.

  1. Письменная часть

Письменная форма экзамена предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода, протяженностью 8-10 тактов, в мажорных и минорных тональностях до 4-х ключевых знаков включительно. Размеры: 2/4,3/4, 4/4, 6/8.

Интонационные и ритмические трудности:

  • различные виды мажора и минора, внутритональный и модуляционный хроматизм (отклонения в тональности первой степени родства, секвенции тональные и модулирующие).
  • длительности и паузы от целой до шестнадцатой; пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, длительности с точками, триоли, синкопы, ритмические рисунки с залигованными нотами.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 10-12 раз в течение 30 минут.

Примерные образцы диктантов:

 

Образец №1

 

Образец №2

 

  1. Устная часть

а) Интонационные упражнения

Спеть в ладу:

– гаммы мажорных (натуральный, гармонический) и минорных (натуральный, гармонический, мелодический виды) до 4 знаков включительно;

– ступени натурального, гармонического мажора и минора;

– интервалы (простые) с разрешением: диатонические (включая тритоны), характерные (ув4, ум5, ув2, ум7, ув5, ум4); интервальные последовательности, включающие 5-7 интервалов;

– аккорды: главные трезвучия с обращениями, D7 с обращениями и разрешениями, II7 в основном виде, VII7 в основном виде с двумя способами разрешений.

Спеть от звука:

– интервалы (простые) вверх и вниз;

– аккорды вверх и вниз: 4 вида трезвучий (мажорное и минорное трезвучие с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучие), 4 вида септаккордов (Ммаж7 с обращениями, Ммин7,Ум7, Мум7).

б) Слуховой анализ

Определить на слух в ладу:

– лад (звукоряд или фрагмент мелодии): 2 вида мажора, три вида минора;

– ступени натурального и гармонического мажор, минора;

– интервалы (простые) с разрешением: диатонические (включая тритоны), характерные (ув4, ум5, ув2, ум7, ув5, ум4); интервальные последовательности, включающие 5-7 интервалов (последовательность проигрывается 2 раза);

– аккорды: главные трезвучия с обращениями, D7 с обращениями и разрешениями, II7 в основном виде, VII7 в основном виде с двумя способами разрешений; аккордовые последовательности, включающие 4-5 аккордов (последовательность проигрывается 2 раза).

Примерный образец: T53 – D2 – T6 – D43 – T53; T6 – II7 – D43 – T53.

Определить на слух от звука:

– интервалы (простые) вверх и вниз;

– аккорды вверх и вниз: 4 вида трезвучий (мажорное и минорное трезвучие с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучие), 4 вида септаккордов (Ммаж7 с обращениями, Ммин7,Ум7, Мум7).

в) Сольфеджирование

Чтение с листа одноголосного музыкального примера с дирижированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8, предварительно определив тональность.

Примерные образцы:

  • Рубец А. Одноголосное сольфеджио, 1966, № 50–80;
  • Драгомиров П. Одноголосное сольфеджио, 1965, № 143–170.

 

[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 356 от 28 сентября 2009 г. «О перечне специальностей среднего профессионального образования, по которым при приеме в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2009 г., регистрационный № 15129. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2009, № 46).