Размер в музыке

Основу современного ритмического механизма составляет метроритм. Для функционирования этой структуры огромную значимость имеет размер в музыке.

Что такое размер в музыке?

Основу современного ритмического механизма составляет метроритм. Для функционирования этой структуры огромную значимость имеет размер в музыке.

Музыкальный размер – это упорядоченность музыки во временном отрезке, определяющая длительность долей в такте и их количество в соответствии с единицами измерений.

Размер представляет собой дробный вид – в числителе обозначаются доли, входящие в такт, а в знаменателе указываются какие длительности каждой из долей

Для музыкантов немаловажно применять размеры для создания разнообразных композиций с интересными ритмизованными набросками.

размер в музыке

Виды размеров в музыке

Музыка в сольфеджио записывается разными видами размеров.

Размер 2/4

Двухчетвертной – это простой двухдольный размер, в котором все такты содержат ровно две доли. Первая относится к сильной, а вторая к слабой. По длительности доли четвертные.

Этот вид включает в такт 2 четвертных, 4 восьмых или одну половинную.

В двухдольном созданы многочисленные марши, песни, танцы. Особенно хорошо ложится народная музыка.

Размер 3/4

Трехчетвертной размер в музыке состоит из четвертных длительностей, распределенных по трем долям. Трехдольный определяет первую доля сильной, вторую – относительно сильной, третью – слабой.

Размер состоит из трех четвертных, шести восьмых или половинки с точкой.

В музыке используется трехдольный вид для создания разных танцевальных произведений: вальса, менуэта, болеро, мазурки, куранты, сарабанды.

Размер 4/4

Четырехчетвертной – это сложный размер в музыке, в котором соединяются два простых двухчетвертных. Акцент приходится на первую и третью доли, при этом первая сильная, а третья – сильная относительно первой. Для нотного стана существует буквенное обозначение размера четыре четверти – «с». В четырехдольном может быть четыре четвертных, восемь восьмых, две половинки или одна целая нота.

Четырехдольный вид можно считать универсальным – разножанровая музыка хорошо укладывается в ритмы.

Четырехчетвертной – это сложный размер в музыке, в котором соединяются два простых двухчетвертных. Акцент приходится на первую и третью доли, при этом первая сильная, а третья – сильная относительно первой. Для нотного стана существует буквенное обозначение размера четыре четверти – «с». В четырехдольном может быть четыре четвертных, восемь восьмых, две половинки или одна целая нота.

Четырехдольный вид можно считать универсальным – разножанровая музыка хорошо укладывается в ритмы.

Простые размеры

Простыми размерами в музыке считаются двухдольный вид и трехдольный.

У простого двухдольного происходит поочередная смена сильных и слабых долей: 2/2, 2/4, 2/8, 2/16.

В простом трехдольном сильные доли дублируются через две слабых: 3/2, ¾, 3/8, 3/16.

Длительности основных долей разделены одна от другой.

Размер в музыке

Сложные размеры

К сложным относятся размеры в музыке, которые образуются, если смешать однородные простые метры – только двухдольные или только трехдольные. У сложного есть сильные доли, относительно сильные и слабые.

Как отличить от простого сложный размер? Достаточно разделить его на два или несколько простых.

К примеру, 4/4 удобно смешать двумя простыми – 2/4 + 2/4.

Смешанные размеры

К смешанным в музыке относятся образованные путем соединения нескольких простых, разнородных метров – трехдольных и двухдольных.

Например, если смешать 2/4 +3/4 = 5/4 – получится пятидольный размер.

Построение смешанного вида напрямую связано с очередностью простых и зависит от чередования сильных и относительно сильных долей.

Вопросы и ответы

В сольфеджио сложными считаются составные метры, имеющие нечетное количество долей – пятидольные, семидольные. Образование размера происходит путем сложения простых, исходя из этого определяется очередность сильных и слабых долей.

В сольфеджио размером выражается количество долей в такте, при этом верхней цифрой четко определяется сколько в такте долей, а нижней – какими длительностями обозначаются доли. В нотном письме размер фиксируется в начале нотного стана.

Чтобы отличить один от другого, нужно определить метрическую ячейку – двухдольную или трехдольную. В простых размерах допустимо смешать только однородный метр, имеющий две или три доли. В сложных метры разнородные, поэтому возможно смешать между собой как две + две доли, так и две + три.

В сольфеджио к переменным относятся размеры, у которых изменяется количество долей для счета. Чтобы не ошибиться, в начале нотоносца размер указывается переменный в порядке очередности звучания.